Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание работы

Введение.
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт.
Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 3.5

Из этих данных мы видим и можем судить о динамике консолидированного бюджета Республики Беларусь за прошедшие годы.

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию  на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении.

Темпы роста доходов (116,9%) и расходов (123,3%) республиканского бюджета  в 2011 году по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2010 году значительно  превышают индекс роста потребительских цен(инфляции) в среднем на 2011 год (108%), что указывает на реальный прогнозируемый рост показателей бюджета.

Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2011 году предусматривается как за счёт внутренних (3381 млрд. руб.), так и внешних источников (2619 млрд. руб., что эквивалентно 826 млн. долларов США).

Внутренние источники  финансирования дефицита бюджета предусматриваются  за счет эмиссии и размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  в размере 263 млрд. руб.. Погашение  основного долга по этим источникам предусматривается в объёме 163 млрд. руб.. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2011 году будет равно 100 млрд. руб..

Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 2143 млрд. руб., или 5,4% его расходов. С учётом расходов местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств возрастает до 11015 млрд. руб..

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших  в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

Государственный долг Республики Беларусь полностью и, безусловно, обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями. Но на данный момент в нашей стране делается всё, что бы уменьшить его, не смотря на экономические проблемы.

Лимиты внутреннего  и внешнего государственного долга устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

Долговые обязательства  Республики Беларусь могут существовать в форме:

-кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

-договоров   о   предоставлении  гарантий   Правительства Республики Беларусь;

-государственных   займов,  осуществленных  путем   выпуска ценных бумаг от имени  Республики Беларусь;

-займов,   осуществленных  путем  выпуска  ценных   бумаг местными исполнительными  и распорядительными органами;

-договоров    о    предоставлении    гарантий    местных исполнительных и распорядительных  органов (для областных, районных  и городских (городов областного  подчинения) исполнительных комитетов);

 -договоров о получении бюджетных кредитов.

При выработке  стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

1. Бюджетный  дефицит – зло, но еще большим  злом для экономки

и финансов страны является мнимое его устранение путем  чисто математических операций, так  как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.

2. Баланс бюджета  и даже превышение бюджетных  доходов над

расходами не следует  рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся  экономики, мировой опыт показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.

3.Величина бюджетного  дефицита, о чем свидетельствует

мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера,

определяемого 2-3% ВНП

4. Для покрытия  бюджетного дефицита могут использоваться

различные формы  государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного  станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной  потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому, недопустимая. Дефицит должен покрываться

только на заемной  основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

5. Для преодоления  бюджетного дефицита необходимо «лечение»

самой экономики, т.к. без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом. Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им. Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу  конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, способствовали сокращению государственных расходов, например:

· изменение  направлений инвестирования бюджетных  средств в

отрасли народного  хозяйства с целью значительного  повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.

· более широкое  использование финансовых льгот  и санкций,

позволяющих полнее учитывать специфические условия  хозяйствования и стимулирующих  рост общественного производства.

Включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о пролонгации/реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно ввиду того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют, как правило, лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими, с иными условиями обслуживания и погашения.

Основными целями привлечения  и использования государственных  займов являются:

- покрытие дефицита  республиканского бюджета;

- пополнение валютных  ресурсов Республики Беларусь;

- реализация инвестиционных  проектов и государственных программ  в соответствии с приобретенными  направлениями развития экономики  республики;

- решение острых социальных  и экологических проблем, ликвидации  последствий стихийных бедствий;

- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критического положения в обеспечении ими республики;

- поддержка экономических  реформ.

Среди проблем современной  бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем белорусской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Ниже приведена таблица  валового внешнего долга Республики Беларусь.

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

01.07.2011

1. Абсолютные  показатели валового внешнего  долга Республики Беларусь

1.1. Валовой внешний  долг по всем секторам экономики

6 844.1

12 496.5

15 154.1

22 060.3

28 401.1

33 101.1

1.2. Обслуживание  валового внешнего долга, 
в т.ч.:1

3 680.9

3 965.4

6 448.5

5 822.2

5 165.0

2 958.4

1.2.1. Платежи  по основному долгу

3 560.0

3 728.0

5 960.5

5 346.6

4 563.2

2 489.2

1.2.2. Платежи  по процентам

120.9

237.4

488.0

475.6

601.8

469.2

1.3. Внешний долг  органов государственного управления

589.0

2 036.3

3 597.2

8 363.0

10 057.9

12 000.3

1.4. Обслуживание  внешнего долга органов государственного  управления, в т.ч.1

166.5

227.4

287.5

288.7

762.1

259.6

1.4.1. Платежи  по основному долгу

137.2

194.8

131.0

139.4

547.2

81.4

1.4.2. Платежи  по процентам

29.3

32.6

156.5

149.3

214.9

178.2


Рис. 3.6

Заключение

 

На основании проведенной  курсовой работы, можно выделить следующее:

 Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов.

Государственный бюджет – годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия  на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

Структура бюджетной  системы  страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В  странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории. К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  так далее.

Структура бюджетных  расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном  бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом:

Расходы:

  • затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия;
  • затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ;
  • расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;
  • административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих;
  • платежи по государственному долгу.

Доходы:

  • налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор;
  • налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли;
  • взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

         Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Причинами возникновения  бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

В бюджетную систему  Республики Беларусь как самостоятельные  части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся  на:

- бюджеты первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

- бюджеты базового  уровня (районные и городские  (городов областного подчинения));

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной  единицы.

Единство бюджетной  системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития. Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Экономическая классификация отражает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. В ней приняты следующие четыре уровня.

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы