- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств,
в том числе государственных или муниципальных
гарантий.
Расходы федерального бюджета –
это денежные средства, направляемые
на финансирование затрат общегосударственного
характера. Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального дохода,
используемого на общегосударственные
цели. Расходы федерального бюджета утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
В соответствии с действующим
законодательством в Российской Федерации
исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов, другие расходы
на общегосударственное управление по
перечню, определяемому при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных
органов исполнительной власти, взносы
Российской Федерации в международные
организации, другие расходы в области
международного сотрудничества, определяемые
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности
или в ведении органов государственной
власти Российской Федерации;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий, других
социальных выплат, подлежащих финансированию
в соответствии с законодательством Российской
Федерации за счет средств федерального
бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов
или уменьшению бюджетных доходов бюджетов
других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет;
- прочие расходы.
Средства федерального бюджета
используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения,
включаемых в целевые региональные
и местные программы. По согласованию
с региональными и местными органами
власти совместно за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов
финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной
индустрии, сельского хозяйства, автомобильного
и речного транспорта, связи и дорожного
хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно - исследовательские, опытно - конструкторские
и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие
научно - технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований.
- 2013 год. Фактическое исполнение по состоянию на 01.04.2013
|
Наименование статьи расходов |
млрд. руб |
% к ВВП |
|
По всем разделам и подразделам |
3 167,8 |
|
|
Социальная политика |
936,7 |
|
|
Национальная оборона |
689,3 |
|
|
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность |
383,5 |
|
|
Национальная экономика |
334,7 |
|
|
Образование |
178,8 |
|
|
Прочие
расходы |
644,8
|
|
2.3 Дефицит и профицит государственного
бюджета. Проблемы его сбалансированности
В процессе составления, утверждения
и исполнения бюджетов может иметь
место сбалансированность доходов
и расходов, превышение расходов над
доходами — дефицит бюджета, либо
превышение доходов над расходами
— профицит бюджета. Федеральный
бюджет, бюджет субъекта РФ, местный
бюджет составляются и утверждаются без
профицита. Если в процессе составления
или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается
профицит бюджета, до утверждения бюджета
осуществляется его сокращение в следующей
последовательности:
• сокращается привлечение доходов
от продажи государственной или
муниципальной собственности; для
федерального бюджета — сокращается
привлечение доходов от реализации
государственных запасов и резервов;
• предусматривается направление
бюджетных средств на дополнительное
погашение долговых обязательств;
• увеличиваются расходы бюджета.
В случае профицита могут быть сокращены
налоговые доходы бюджета.
Под первичным профицитом понимается
превышение доходов над расходами
без учета расходов на обслуживание
государственного долга. В этом случае
обслуживание государственного долга
превышает сумму дефицита бюджета.
- Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового
рынков.
- При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов
местного бюджета.
- Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта
РФ без учета финансовой помощи из федерального
бюджета.
- Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на
обслуживание и погашение долга субъекта
РФ.
- Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита
местного бюджета направляются только
на финансирование инвестиционных расходов
и не могут быть использованы для финансирования
расходов на обслуживание и погашение
муниципального долга.
- Федеральный бюджет на 2007 год был принят по расходам в сумме 5 463 479
900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965
317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого
объема валового внутреннего продукта
в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции
(потребительских цен) 6,5 - 8,0 % (декабрь
2007 к декабрю 2006 года). Превышение доходов
над расходами федерального бюджета в
2007 году прогнозировалось в сумме 1 501 837
300,0 тыс. рублей. Реальное исполнение составило
по доходам в сумме 7 781 119 783,7 тыс.рублей,
по расходам в сумме 5 986 561 831,4 тыс. рублей
с превышением доходов над расходами (профицит
федерального бюджета) в сумме 1 794 557 952,3
тыс.рублей.
- Федеральный бюджет на 2008 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. р<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" t