Государственный бюджет: проблема баланса расходов и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности;
Рассмотреть функции государственного бюджета;
Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность содержания, принципы регулирования государственного бюджета…………...4
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета государства……………………………........4
1.2 Роль, значение и функции государственного бюджета в современной экономике………...5
1.3 Бюджетный дефицит и методы его покрытия...................................................................................8
Глава 2. Баланс дохода и расхода бюджета в современной экономике……………………………..19
2.1 Доходы российского бюджета……………………………………………………………………...19
2.2 Расходы российского бюджета……………………………………………………………………..20
2.3 Дефицит и профицит государственного бюджета. Проблемы его сбалансированности……… 28
Заключение……………………………………………………………………………………………….31
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)
    • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета –  это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с действующим  законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

 

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
    • 2013 год. Фактическое исполнение по состоянию на 01.04.2013
 

Наименование статьи расходов

млрд. руб

% к ВВП

 

По всем разделам и подразделам

3 167,8

 
 

Социальная политика

936,7

 
 

Национальная оборона

689,3

 
 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

383,5

 
 

Национальная экономика

334,7

 
 

Образование

178,8

 
 

Прочие  расходы

644,8 

 

 

 

2.3 Дефицит и профицит государственного бюджета. Проблемы его сбалансированности

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов может иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами — дефицит бюджета, либо превышение доходов над расходами  — профицит бюджета. Федеральный  бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:

• сокращается привлечение доходов  от продажи государственной или  муниципальной собственности; для  федерального бюджета — сокращается  привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

• предусматривается направление  бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• увеличиваются расходы бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены  налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами  без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

    • Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.
    • При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.
    • Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
    • Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
    • Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
    • Федеральный бюджет на 2007 год был принят по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 % (декабрь 2007 к декабрю 2006 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2007 году прогнозировалось в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей. Реальное исполнение составило по доходам в сумме 7 781 119 783,7 тыс.рублей, по расходам в сумме 5 986 561 831,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 1 794 557 952,3 тыс.рублей.
    • Федеральный бюджет на 2008 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. р<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" t

Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса расходов и доходов