Так, на первых этапах строительства
социалистического государства распределение
национального дохода было подчинено
максимальному сосредоточению фонда накопления
в руках государства для обеспечения развития
тяжелой промышленности и укрепления
обороны страны. Накануне периода индустриализации
через государственный бюджет перераспределялась
примерно одна четвертая часть национального
дохода. В годы, предшествующие Великой
Отечественной войне, и в послевоенный
период доля национального дохода, перераспределяемого
через бюджет составляла более 60% его величины,
причем происходило его интенсивное перераспределение
между подразделениями общественного
производства, между отраслями производства
(главным образом между промышленностью
и сельским хозяйством), колхозным и государственным
секторами экономики.
При переходе к рыночным отношениям
существенно меняется роль бюджета
в регулировании общественного
производства и распределении национального
дохода. Основные направления этих
преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного
бюджета на приоритетных отраслях экономики,
определение наиболее общих пропорций
развития общественного производства
и необходимых темпов развития экономики
в целом. Основная логика таких трансформаций
состоит в том, что должна соблюдаться
общая тенденция развития экономики в
условиях рыночных отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных
на децентрализованные финансы страны.
Доходы и
расходы государственного бюджета
Поскольку государству
необходимо, прежде всего, обеспечить
стабильность в обществе, то основными
направлениями расходов государственного
бюджета являются: правоохранительные
органы, государственный аппарат, социальные
цели. С первой трети двадцатого века повышается
роль государства, а следовательно, и расходная
часть госбюджета в экономическом регулировании.
При составлении проектов
бюджетов, уточнении бюджетов в ходе
их исполнения, при рассмотрении проектов
бюджетов, утверждении бюджетов:
· определяется объем финансирования
мероприятий по социально-экономическому
развитию соответствующих национально-государственных
и административно-территориальных образований
в пределах планируемых бюджетных доходов,
предоставленных дотаций, субвенций, а
также с учетом привлекаемых заемных средств;
· определяются направления
использования средств бюджета на инвестиции,
собственные целевые программы; на внешнеэкономическую
деятельность, мероприятия по охране окружающей
среды (сверх ассигнований, выделяемых
из экологических внебюджетных фондов),
восстановление памятников природы и
культуры, благоустройство городов, поселков
и сел, содержание и капитальный ремонт
жилищного фонда, объектов коммунального
назначения, сети дорог соответствующего
значения (сверх выделяемых ассигнований
из дорожных фондов), образовательных
учреждений, учреждений здравоохранения
и социального обеспечения, науки и культуры,
физической культуры и спорта, средств
массовой информации, на содержание органов
государственной власти и управления
и органов местного самоуправления и на
другие цели;
· определяются и уточняются
нормы расходов на содержание жилищно-коммунального
хозяйства, образовательных учреждений,
учреждений здравоохранения и социального
обеспечения, науки и культуры, физической
культуры и спорта, органов милиции общественной
безопасности, охраны окружающей среды
и на другие цели;
· определяются размеры
дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего
территориального уровня и их целевое
назначение Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог:
МАУП, 2003, с.53.
Расходы бюджета, предусмотренные
бюджетной классификацией, подразделяются
на расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов
относятся расходы на текущее
содержание и капитальный ремонт
(восстановительный) жилищно-коммунального
хозяйства, объектов охраны окружающей
среды, образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения и социального обеспечения,
науки и культуры, физической культуры
и спорта, средств массовой информации,
органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления и иные
расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования
на инновационную и инвестиционную деятельность,
связанную с капитальными вложениями
в социально-экономическое развитие, на
собственные экологические программы
и мероприятия по охране окружающей среды
(сверх ассигнований, выделяемых из экологических
внебюджетных фондов), иные расходы на
расширенное воспроизводство. Именно
второй бюджет - развития - определяет
масштабы и скорость перевооружения производства,
НИОКР.
Доходная часть бюджетов
состоит из закрепленных и регулирующих
доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать
дотации и субвенции, а также заемные средства.
Порядок и условия предоставления
и использования дотаций и
субвенций из государственного бюджета
Российской Федерации устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации,
а порядок и условия предоставления и
использования дотаций и субвенций из
других бюджетов устанавливаются законодательными
актами республик в составе Российской
Федерации и решениями соответствующих
представительных органов власти, принятыми
в пределах их компетенции.
При недостаточности
бюджетных средств для покрытия
расходов, превышающих минимальный
бюджет, или в случаях временных
финансовых затруднений в процессе
исполнения утвержденного бюджета
возможно получение процентных или беспроцентных
ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные
цели. Максимальный размер соотношения
общей суммы займов, кредитов, иных долговых
обязательств бюджета и объема его расходов
устанавливается законами Российской
Федерации Иванов А.С. Денежно-кредитная
система России: состояние и пути выхода
из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С.
3 - 6.
Вместе с
тем, основной статьей дохода государственного
бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы
налоговой системы России установлены
в различных нормативных актах, в частности,
в Законе "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации". Так, следующие
основные налоги являются федеральным:
а) налог на
добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные
группы и виды товаров;
в) налог на
операции с ценными бумагами;
г) таможенная
пошлина;
д) отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
ж) платежи
за пользование природными ресурсами;
з) налог на
прибыль предприятий и организаций;
и) налоги, служащие
источниками образования дорожных
фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная
пошлина;
м) сбор за использование
наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образованных на их
основе слов и словосочетаний;
н) налог на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных
в иностранной валюте;
о) налог на
доходы (дивиденды, проценты и др.).
Сбалансированность
бюджетов всех уровней является необходимым
условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходов над доходами составляет
дефицит бюджета. При наличии дефицита
бюджета первоочередному финансированию
подлежат расходы, включаемые в бюджет
текущих расходов. В целях сбалансированности
бюджета могут устанавливаться предельные
размеры дефицита бюджета. Если в процессе
исполнения бюджета происходит превышение
предельного уровня дефицита или значительное
снижение поступлений доходных источников
бюджета, то вводится механизм секвестра
расходов, который заключается в пропорциональном
снижении государственных расходов (на
5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно
по всем статьям бюджета в течение оставшегося
времени текущего финансового года.
1.3 Функции бюджета.
Сущность государственного
бюджета как экономической категории
реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию
по обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусловлено
тем, что в отношения с бюджетом вступают
почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного распределения
и перераспределения является чистый
доход, получаемый в обществе. Между тем,
это не исключает возможности перераспределения
через бюджет и части стоимости необходимого
продукта (подоходный налог с граждан),
а иногда и национального богатства. Благодаря
распределительной функции бюджета происходит
концентрация денежных средств в руках
государства и их дальнейшее использование
с целью удовлетворения общественных
потребностей. Распределение и перераспределение
денежных средств происходит между отдельными
отраслями и сферами деятельности, между
отдельными слоями населения, между некоторыми
видами услуг. В результате распределения
и перераспределения осуществляется формирование
различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов,
фондов социального страхования, фондов
пенсионного обеспечения, фондов занятости
населения, фондов социальной защиты,
инновационного фонда.
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства
государства в процесс общественного
производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности
предприятий, ускорения темпов экономического
роста, усиления хозяйственной активности
предпринимателей. Посредством бюджета
государство воздействует не только на
перераспределение национального дохода,
но и на его производство, накопление денежных
средств, сферу потребления, процессы
демонополизации экономики и обобществление
производства, а также его разгосударствление.
Существенно, что содержание
распределительной функции бюджета
определяется процессами перераспределения финансовых средств между
различными подразделениями общественного
производства и слоями населения. Важно
отметить, что ни одно из звеньев финансовой
системы не осуществляет такого многовидового
(межотраслевое, межтерриториальное и
т.д.) и многоуровневого (республиканский,
областной, городской бюджет и др.) перераспределения
денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование
денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики. При
формировании государственных доходов
финансовый контроль осуществляется за
правильностью взимания различных видов
налогов, мобилизации других источников
доходов, соблюдением установленных пропорций
между ними, определением налоговой базы,
формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании
бюджетных средств контролируются эффективность
их использования, их соответствие целевому
назначению.
Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением
и потреблением совокупного общественного
продукта и национального дохода, за пропорциями,
складывающимся в процессе перераспределения
национального дохода.
Функция обеспечения
существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой
базы функционирования государства; содержание
аппарата управления страной, президентской
власти, законодательной и исполнительной
власти, правоохранительных и таможенных
органов, налоговой службы.
Глава II. Проблемы несбалансированности и сбалансированности
государственного бюджета.
Одним из важнейших вопросов
государственных финансов является
проблема бюджетного дефицита и государственного
долга. Дефицит бюджета и величина
государственного долга – это
термометр состояния экономики, поэтому данной
проблеме уделяется традиционно большое
влияние, как со стороны специалистов
экономистов, так и всего населения в целом.
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета –
эта сумма, на которую в данном
году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит
отражает определенные изменения в процессе
национального воспроизводства, фиксирует
результаты этих изменений.
В экономической теории
различают структурный и циклический
бюджетный дефицит. Структурный
дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами
при определенной фискальной политике
(действующий уровень налогообложения
и текущих затрат правительства) и постоянно
заданном уровне безработице (базовый
уровень безработицы составляет 6%). Если
уровень безработицы начинает превышать
базовый (когда экономическая система
входит в состояние спада), реальный бюджетный
дефицит становится больше уровня структурного
дефицита бюджета. Это происходит частично
за счет сокращения налоговых поступлений.
Разность между реально наблюдаемым дефицитом
бюджета и структурным дефицитом получила
название циклического дефицита.
Изменение структурного
и циклического дефицитов находятся
в зависимости от состояния экономики.
Так, в природе восстановления экономики
после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом.
В то же время может нарастать структурный
дефицит, если налоги, например, остаются
на том же уровне, а затраты правительства
увеличиваются (в частности, за счет роста
расходов на оборону или на проведение
различных социальных программ).
Причин бюджетного дефицита
может быть много, например:
- спад общественного производства
- рост предельных издержек общественного производства
- массовый выпуск «пустых» денег
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы
- возросшие затраты на финансирование ВПК
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
- возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Источники покрытия бюджетного
дефицита хорошо известны.
В экономических системах
с фиксированным количеством
денег в обращении правительство
располагает лишь двумя традиционными
способами покрытия дефицита бюджета
– это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических
систем с нефиксированным количеством
денег есть и третий способ – это печатанье
денег.
Несомненно, бюджетный
дефицит относится к так называемым
«отрицательным» экономическим
категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они
являются неотъемлемыми элементами экономической
системы. Более того, без них экономическая
система утрачивает способность к самодвижению
и поступательному развитию. Следует отметить
что, бездефицитность бюджета вовсе не
означает здоровье экономики. Надо четко
представлять какие процессы протекают
внутри самой финансовой системы, какие
изменения воспроизводственного цикла
отражает дефицит бюджета.