2.4 Избыток бюджета.
Избыток бюджета –
это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами.
Увеличение в доходах увеличивает бюджетный
избыток и сокращает бюджетный дефицит.
Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный
дефицит зависят не только от государственной
политики, касающейся расходов и налогообложения,
но также и от уровня активности в экономике.
И государственные расходы и подоходные
налоги оказывают не только непосредственное
воздействие на бюджетный избыток, но
и косвенное воздействие, влияя на объем
производства и доходы.
Избыток бюджета при
допущении полной занятости – это такой
избыток бюджета, который может образоваться
в случае, если экономика находится в состоянии
полной занятости. Это важное понятие
и лучший метод управления фискальной
политикой, чем метод предусматривающий
простой учет бюджетного избытка и бюджетного
дефицита при любом уровне экономической
активности. Бюджетный избыток при допущении
полной занятости предусматривает средства
оценки политики, не зависящие от конкретного
состояния цикла деловой активности. Применяя
такой подход, вырабатывающие политику
могут оценивать уровень избытка или дефицита,
вызванного фискальной политикой в условиях
полной занятости. Разница между фактическим
бюджетным избытком и бюджетным избытком
при полной занятости предоставляет собой
налог. Разница указывает на присутствие
экономического спада. Если производство
ниже уровня полной занятости, бюджетный
избыток при полной занятости будет превышать
фактический избыток (возможно также,
что при объемах производства ниже уровня
полной занятости будет иметь место дефицит
бюджета).
Государственный
долг как составная часть государственного
бюджета
Экономическая
суть понятия государственного
долга
Государственный
долг - это долговые обязательства
государства перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного
права. Термин государственный долг в
его общеупотребимом значении охватывает
не весь государственный сектор - в частности,
он не учитывает финансы местных административных
единиц.
Долговые обязательства
РФ могут быть в форме кредитов,
полученных Правительством РФ, государственных
займов, осуществляемых посредством
выпуска ценных бумаг от имени
Правительства РФ, а также других
долговых обязательств, гарантированных
Правительством РФ.
Государственный
долг подразделяется на внутренний и
внешний.
Государственным
внутренним долгом РФ являются долговые
обязательства Правительства РФ
перед юридическими и физическими
лицами, номинированные в рублях. Государственный
внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами,
находящимися в распоряжении Правительства
РФ.
Внутренний
государственный долг РФ включает в
себя задолженность по ГКО (государственным
краткосрочным обязательствам), ОФЗ
(облигациям федерального займа), ОГСЗ
(облигациям государственного сберегательного
займа), реструктурированную задолженность
по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного
валютного займа), а также просроченную
задолженность по централизованным кредитам
сельскому хозяйству и северным регионам.
Эмитентом облигаций государственного
займа от имени Российской Федерации выступает
Министерство финансов РФ, владельцами
облигаций государственного сберегательного
займа РФ могут быть юридические и физические
лица, которые по законодательству РФ
являются резидентами и нерезидентами.
Обслуживание
государственного внутреннего долга
Российской Федерации производится
Центральным банком РФ и его учреждениями.
Правительство РФ публикует ежегодно,
не позднее мая текущего года, сведения
о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый
год.
Государственным
внешним долгом РФ являются долговые
обязательства Правительства РФ
перед юридическими и физическими
лицами, номинированные в основном
в евро и долларах США. Внешний
государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам
правительств иностранных государств
(в том числе официальным кредиторам Парижского
клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам
иностранных коммерческих банков и фирм
(кредиторы Лондонского клуба), по кредитам
международных финансовых организаций
(МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные
бумаги России (еврооблигационные займы,
ОВВЗ).
Внешние заимствования
осуществляются на основе международных
договоров Правительством РФ или
от имени российских юридических
лиц. Законом установлен предельный размер государственных
внешних заимствований РФ, который не
должен превышать годовой объем платежей
по обслуживанию и выплате российского
долга.
Источником
погашения государственных займов
и выплаты процентов по ним
выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы
выделяются в отдельную строку. В условиях
нарастания бюджетного дефицита или отсутствия
средств для обслуживания долга государство
может прибегнуть к реструктуризации
своих долгов. Возможные схемы реструктуризации
долговых обязательств включают списание
долга - если обязательства страны превышают
ее ожидаемую платежеспособность, то возможно
частичное или полное списание задолженности;
выкуп долга - некоторые страны-должники
имеют в своем активе значительные объемы
золотовалютных резервов, в таком случае
можно разрешить заемщику самостоятельно
выкупить собственные долги на открытом
рынке; секьютеризация - основная идея
секьютеризации состоит в том, что страна
должник эмитирует новые долговые обязательства
в виде облигаций, которые либо непосредственно
обмениваются на старый долг, либо продаются;
в случае продажи, вырученные средства
направляются на выкуп старых обязательств;
обмен госдолга на акции национальных
предприятий - Предоставление кредиторам
права продажи долгов с дисконтом за национальную
валюту, на которую впоследствии можно
приобрести акции национальных компаний.
Выводы
- Государственные или правительственные расходы объективно необходимы для развития современного общества. Они представляют собой расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Превышение разумных пределов государственных расходов ведет к финансовой нестабильности макроэкономики, чрезмерному бюджетному дефициту.
- Государственный бюджет — годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). Важнейшие функции госбюджета — распределительная и контрольная. Он занимает центральное место в системе государственных финансов.
- Финансы — это система сложившихся в обществе отношений по формированию и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Понятие «финансы» включает государственные финансы (государственный бюджет + внебюджетные фонды), финансы предприятий и корпораций и финансы населения. От финансов следует отличать финансовую систему (совокупность многочисленных институтов государственных и частных финансов, различных сфер и звеньев).
- Превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который по международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами и дополнительной эмиссией денег, которые оказывают негативное воздействие на экономику страны.
- Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП более чем в 2,5 раза. Различают внутренний и внешний долги государства.
- Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую (распределительную) и социальную. Виды налогов: прямые и косвенные; реальные и личные; фиксированные (твердые), прогрессивные, пропорциональные и регрессивные; условно постоянные и условно переменные; федеральные и местные; общие и специальные.
- От налогов следует отличать налоговую систему — совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. Важнейшие принципы построения налоговой системы: нейтральность, справедливость, простота, учет возможностей налогоплательщика, однократность изъятия налогов, обязательность, гибкость и др. Налоговая система использует налоговые ставки и налоговые льготы.
- Зависимость доходов государства от величины налоговой ставки показывает кривая А. Лаффера. Практика показывает, что оптимальное значение налоговой ставки не должно превышать суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятия 35—40% его величины, иначе падает интерес предприятий к наращиванию производства. Уровень налогового бремени характеризуется коэффициентом налогового бремени (отношение суммы налогов надушу населения к его платежеспособности или как отношение суммы налогов к ВВП).
- Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Она является частью финансовой политики — совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов), бюджетную (в области регулирования бюджета) политику и финансовые программы. Следует различать дискреционную и автоматическую фискальную политику.
- Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора, математическое выражение которого ДГ \-MPC
Список литературы:
- Б.А. Райзберг Курс Экономики.- М.: ИНФРА – М, 2001,-716с.
- И.П. Николаева Экономика в вопросах и ответах.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005,- 336с.
- А. С. Булатов Экономика.- М.: Юристъ,2002.-896с.
- В.Д. Камаев Экономическая теория.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.- 592с.
- Е.Ф. Борисов Экономическая теория в вопросах и ответах.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005.- 256с.