Государственный долг, его виды и механизм погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
Задачами курсовой работы являются:
раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
исследование путей совершенствования управления государственным долгом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Государственный долг, его сущность и причины возникновения…….5
2. Виды и структура государственного долга……………………………....9
3.Обслуживание государственного долга………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….…27
Список литературы…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Государственный долг сдать.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу РФ, накопленная  с 1992 году составила 1,8 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб – 2,2 млрд. долларов. В 2006-2007 годах Россия досрочно погасила долг бывшего СССР перед клубом в размере 23,4 млрд. долларов.

Задолженность перед кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации $854,6 млн.

Задолженность России перед  странами СЭВ составляет 1,5 млрд. долл., «коммерческий» долг – 0,7 млрд. долл., задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком «Нордик» на 1 января 2010 года составила 5 млрд. долларов. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации –30,987 млрд. долл.

Задолженность по облигациям внутреннего валютного займа – 4,5 млрд. долларов. Россия предоставила гарантии в иностранной валюте на 0,6 млрд. долларов по данным на 1 января 2010 года.

Рассмотрим динамику внешнего долга России (см. таблица 3). В конце 1991 года государственный внешний долг составлял 95 млрд. долларов. Далее он увеличивался до 2000 года. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). После 2000 года идёт снижение государственного долга России.

Таблица 3

Динамика внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 декабря

158,7

2001, 1 декабря

143,7

2002, 1 декабря

133,5

2003, 1 декабря

125,7

2004, 1 декабря

121,7

2005, 1 декабря

114,1

2006, 1 декабря

76,5

2007, 1 декабря

52,2

2008, 1 декабря

44,9

2009, 1 декабря

40,6

2010, 1 декабря

37,6


 

 

Долг бывшего СССР перед Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью погашен по цене 100% от номинала. Также по номиналу погашена задолженность перед Финляндией, за исключением той, погашение которой предусмотрено производить товарными поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией погашен по ценам, превышающим номинал.

За период с 1 января 2003 года до настоящего времени объем задолженности России по основному долгу перед странами-членами Парижского клуба сократился более чем на 90%. Сокращение произошло в основном за счет осуществленных в 2005-2006 годах досрочных погашений обязательств РФ по долгу бывшего СССР. Напомним, в феврале 2007 года счетная палата сообщала, что российскому бюджету удалось сэкономить 6,6 млрд. долларов за счет досрочного погашения внешнего долга Парижскому клубу кредиторов.

Что касается общих перспектив российского госдолга, то в трехлетнем бюджете, принятом на 2008-2010 гг., записано, что в будущем государственный  долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего государственного долга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться. Через 3 года она снизится до 2,5% от ВВП.

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Государство стремится выплатить все долги. 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          3. Обслуживание государственного долга

   Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:

1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.

2) Долг приводит, в  определенной мере, к вытеснению  частного капитала, что может  ограничить дальнейший рост в экономике.

3) Увеличение налогов  для оплаты растущего госдолга  выступает в качестве антистимула  экономической активности.

4) Перераспределение  дохода в пользу держателей  государственных облигаций. 

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Наконец, следует учитывать, что продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания государственного долга, и уменьшения его бремени.

 Необходимость обслуживания  долга ограничивает возможности  правительства балансировать текущий  бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание  долга на другие нужды. Хотя  с другой стороны, большая часть  процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.

Обслуживание долга  не имеет сколько-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных  расходов государства растет государственный  сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.

Как же действовать в  такой ситуации? Как предотвратить  рост государственного долга и возможно ли решить проблему госдолга в ближайшем будущем?

Может ли крупный государственный  долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять  свои финансовые обязательства? Ни в  коем случае, и тому есть три причины:

1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство  имеет конституционное право  облагать население налогами  и собирать их. Повышение налогов  для правительства - один из  способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

3. Создание денег - банкротство государства очень  сложно себе представить еще  и потому, что государство вправе  печатать деньги, которыми можно  выплатить и основную сумму  долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

Крупный долг действительно  может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства  государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам. Так, даже решив проблему дефицитного бюджета, не следует забывать о механизме "голландской болезни". Это ситуация, когда появляется значительное по размерам положительное сальдо платежного баланса, которое приводит к существенному притоку иностранной валюты. Это сопровождается увеличением денежной массы, а, следовательно, и повышением внутренних цен и реального курса национальной валюты. Скорость увеличения реального валютного курса возрастает при низких значениях монетизации экономики. Ослабление международной конкурентоспособности национальной экономики в этом случае может быть замедлено при проведении властями активных операций по стерилизации части, поступающей в страну валюты, одним из наиболее эффективных видов, которых выступает обслуживание и погашение внешнего долга. Поэтому, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, страны, наиболее агрессивно проводившие политику обслуживания и погашения внешнего долга, имели, как правило, и более высокие темпы экономического роста и обеспечивали тем самым наиболее благоприятные макроэкономические условия для повышения уровня благосостояния своего населения. Другие же страны, оказавшиеся в ситуации "голландской болезни", но не проводившие активную политику по обслуживанию и погашению внешнего долга, а, наоборот, наращивавшие внешние заимствования, как правило, имели и более низкие темпы экономического роста и при прочих равных условиях - более низкие темпы повышения уровня благосостояния своего населения

Поэтому управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже:

Основной, традиционный метод - выплата долгов за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.

Другой метод - это  реструктуризация, которая помогает отсрочить платеж по долгу, что дает время государству для накопления и увеличения средств, предназначенных  к выплате.

Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим (в  декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то же время, проведенные реструктуризации, существенно увеличили ее как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Так в соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако здесь существует один нюанс: в целом России придется заплатить 42 млрд. долларов вместо первоначальных 32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом не удалось. Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран – должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность.

Еще один метод управления госдолгом конверсия, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость, участие в капитале. Так как Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен на признание ее прав на все его финансовые активы, то соответственно у СССР были страны-должники, которые задолжали около 50 млрд. долларов. Поэтому вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии российских долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие должники России.

  Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.

Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестрование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования.

Секвестирование - пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.

Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным - расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

Информация о работе Государственный долг, его виды и механизм погашения