Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа
Очень часто дефицит бюджета приводит к образованию государственного долга. Ведь бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
Таблица 3 Внутренний гос. долг России, на конец года, в млрд. руб.
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. (на 01.10) | |
Внутренний госдолг |
8,3 |
15,5 |
88,4 |
191,2 |
365,6 |
499,6 |
699,1 |
В том числе ГКО-ОФЗ |
0,2 |
10,3 |
73,7 |
237,1 |
384,9 |
457,4 | |
Внутренний госдолг, % к реальному ВВП |
56,1 |
11,8 |
19,7 |
16,7 |
24,0 |
28,6 |
37,1 |
В том числе ГКО-ОФЗ |
0,2 |
2,3 |
6,4 |
15,6 |
22,0 |
24,3 | |
Удельный вес ГКО-ОФЗ в структуре долга, % |
1,3 |
11,7 |
38,5 |
64,9 |
77,0 |
65,4 |
В дальнейшем происходило снижение внутреннего долга России. Так на 01.01.2000г. верхний предел государственного внутреннего долга составил 583,6 млрд. руб. (90% от верхнего предела, установленного законом «О федеральном бюджете на 1999 год» в сумме 648,3 млрд. руб.). Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам составил 563,5 млрд. руб., из них ГКО-ОФЗ с учётом новаций – 522,1 млрд. руб., ОГСЗ – 4,9 млрд. руб., ОГНЗ – 2,7 млрд., задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформления в векселя Минфина России – 28,1 млрд. руб. Таким образом, за 1999г. госдолг сократился на 24% (в конце 1998г. объём государственного внешнего долга составлял 767,4 млрд. руб.)
Верхний предел государственного долга
России на 01.01.2001г. составил 610,7 млрд. руб.,
а верхний предел гос. долга был
установлен 652,1 млрд. руб. По оперативным
данным Минфина России на 01.11.2001г. гос.
внутренний долг России составлял 561.7
млрд. руб. и увеличился за 9 месяцев
2001г. на 4,3 млрд. руб. (на 0,8%) в основном
за счёт выпуска государственных
краткосрочных облигаций и
Таблица 4 Структура государственного внешнего долга РФ, млрд.дол.
01.01.2001г. |
01.07.2001г. |
01.10.2001г. | |
Гос.внешний долг РФ (включая долг СССР) |
143,4 |
137,8 |
138,9 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
47,5 |
42,9 |
43,9 |
Задолженность странам-участницам, не вошедшим в Парижский клуб |
19,5 |
19,6 |
19,8 |
Коммерческая задолженность |
6,7 |
6,5 |
6,5 |
Задолженность перед международ. фин. организациями |
16,1 |
15,4 |
15,1 |
МВФ |
8,8 |
8,1 |
7,9 |
Мировой валютный банк |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
ЕБРР |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Еврооблигационные займы |
36,4 |
36,2 |
36,4 |
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
Источник: www.minfin.ru
Для управления внутренним долгом важно поддерживать высокотехнологичную систему торгов ГКО-ОФЗ, что позволит в режиме реального времени получать информацию об объёме долга и платежах по каждому выпуску. В Концепции единой системы управления долгом отмечено, что активные операции на рынке ГКО-ОФЗ будут способствовать улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания. Однако, игра государства на долговом рынке должна носить ограниченный характер, поскольку в противном случае можно подорвать доверие участников рынка.
4.Последствия
4.1.Тяжесть бремени
В соответствии с классической экономической
теорией государственный долг снижает
уровень национальных сбережений и,
следовательно, величину внутренних и
внешних инвестиций. Это приводит
к сокращению основного и денежного
капитала в экономике (эффект «вытеснения
капитала») и уменьшению объёмов
национального дохода. В данной статье
предпринята попытка
Можно проследить,
как увеличение государственного долга
влияет на объём капитала в экономике.
Наращивание долга вызывает рост
расходов на его обслуживание; последние
обусловливают необходимость
В целях упрощения расчёт расходов по обслуживанию государственного долга, не обеспеченных увеличением налоговой базы, проведём на основе внешнего долга РФ. В 2002г. он был равен примерно 140 млрд.дол. (около 60% ВВП), процентные ставки по внешнему долгу – в среднем 6% годовых. Средние темпы роста российской экономики в 1996-2000гг. были около 1%. В случае отсутствия у России внешнего долга ежегодная экономия процентных расходов бюджета могла бы составить около 3% ВВП. Применительно к 2000г. это более 200 млрд.руб. Приблизительно на такую сумму платежей иностранным кредиторам сократилась величина национального дохода.
Другой причиной замедления экономического роста можно назвать так называемые невосполнимые потери, связанные с дополнительными налогами в целях обслуживания долга. Третьим каналом влияния на государственный долг считается вытеснение капитала при увеличении реальных процентных ставок для кредитования экономики. В этом случае в 2000г. объём национального производства мог быть выше на 350-420 млрд.руб. Это не катастрофичные, но тем не менее серьезные экономические потери. В будущем их можно вполне избежать или снизить. Для этого необходимо проведение взвешенной и обоснованной долговой политики, позволяющей сократить уровень и стоимость обслуживания гос. долга до приемлемых значений.
4.2.Роль государственного
Единой научно-теоретической
Самой главной выгодой для
государства, обосновывающей
Размер сальдо бюджета и объём
реального ВВП являются двумя
важнейшими факторами,
1.Классический подход к определению роли гос. долга в экономике заключается в использовании гос. займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к гос. долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики. В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счёт государственных займов. Гос. долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.
В фазе увеличения деловой
активности поступления в
Понятие «снижение деловой
Итак, классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объём гос. займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объём займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экон. спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают гос. долг.
2.Альтернативный подход к определению роли гос. долга в экономике основан на прямо противоположной концепции – в фазе снижения деловой активности объём займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объём займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают гос. долг.
России действительно достался
крупный внешний долг СССР. Однако
и суверенный велик. Причём быстро растёт
внутренняя составляющая, что казалось
бы, противоестественно в ситуации
некоторого улучшения в экономике
и перехода к профицитным бюджетам.
Ведь долг – это источник покрытия
дефицита, но ежегодно по факту профицит
значительно превосходит
Литература:
1. «Финансы
и кредит» под редакцией проф.
М.В.Романского и проф. Г.Н.Белоглазовой.
Изд.:Москва – Юрайт – 2004
2. «Финансы» под редакцией проф. В.В.Ковалёва, изд.2. Изд.: Москва – Проспект – 2003
3. «Финансы» под редакцией проф. Л.А.Дробозиной. Изд.: Москва – «Финансы» - 1999
4. «Государственные
и муниципальные финансы» А.М.
5.Журнал «Вопросы экономики», октябрь 2002.
ст. «Гос. гарантии – составная часть гос. долга» - В.Рогозин. Изд.:Институт экономики РАН, Москва.
6. Журнал «Деньги и кредит»
ст. Внешний долг РФ за 2003 год.
ст. «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Жигаев.
Изд.: «Финансы и статистика» - Москва - 5/2004
7. Журнал «Экономист»
ст. «Государственный
долг: иллюзии и реальность» А.
Изд.: Москва, 3/2004
www.economist.com.ru
8. Журнал
«Мировая экономика и
ст. «Тяжесть бремени гос. долга» - А.Соснин