Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Очень часто дефицит бюджета приводит к образованию государственного долга. Ведь бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

Файлы: 1 файл

гос долг и его последствия.docx

— 57.89 Кб (Скачать файл)


1. Бюджетный  дефицит и появление государственного  долга.

 Очень  часто дефицит бюджета приводит  к образованию государственного  долга. Ведь бюджетный дефицит  – это превышение расходов  бюджета над его доходами. Несмотря  на рост налогов и некоторое  увеличение налоговых доходов,  федеральный бюджет Российской  Федерации продолжает оставаться  резко дефицитным.

     В 1999 году предельный размер  дефицита федерального бюджета  установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП.  Этот дефицит должен быть профинансирован  за счёт доходов от эмиссии  государственных ценных бумаг,  доходов от приватизации государственного  имущества, суммы превышения  доходов над расходами по государственным  запасам драгоценных металлов  и драгоценных камней, кредитов  международных финансовых организаций,  банков, фирм, средств от покупки  ЦБ России облигаций федерального  займа с постоянным купонным  доходом в размере 32,7 млрд. руб.

    С  1990 по 1995гг. для покрытия бюджетного  дефицита в России в основном  использовалась эмиссия денег,  что послужило мощным инфляционным  фактором. С1995 года эмиссия денег  для финансирования бюджета не  применяется. С этой целью использовались  различные государственные ценные  бумаги  - ГКО с большими сроками  погашения, казначейские обязательства  (КО), государственные сберегательные  займы и другое.

    Внешними  источниками финансирования бюджетного  дефицита   служат кредиты международных  финансовых организаций, главным  образом Международного валютного  фонда.

     Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой  рыночной экономикой также хронически  дефицитны. Однако в условиях  относительно устойчивого экономического  положения  бюджетные дефициты  не рассматриваются как отрицательные  финансовые показатели. Известный  экономист Дж. М. Кейнс в целях  взбадривания экономического роста  и обеспечения полной занятости  рекомендовал проводить политику  дефицитного финансирования. Преодоление  бюджетного дефицита  федерального  бюджета было достигнуто благодаря  следующим мерам центрального  правительства. В 1985г. был принят  закон о контроле за за уровнем  дефицита федерального бюджета  и методах его преодоления.  Основная нагрузка по расходам  федерального бюджета была перенесена  на бюджеты штатов и местных  органов власти. Вместе с тем  были повышены ставки налогов.

     Основные задачи в  области политики финансирования  дефицита федерального бюджета  Российской Федерации же состоят:

1) в продолжении  курса на его неинфляционное  покрытие при последовательном  сокращении объёма внешних заимствований;

2)в увеличении  доли бюджетных заимствований  в небанковском секторе за  счёт привлечения средств населения,  предприятий, организаций, других  инвесторов. Следует расширить круг  государственных ценных бумаг  для населения;

3) в координации  выпуска федеральных, региональных  и муниципальных займов с целью  поддержания сбалансированности  внутреннего финансового рынка.

      Механизмы функционирования государственного  кредита на практике реализуются  посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. В финансово-кредитном словаре государственный долг определён как «сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга.

 

2.Что такое государственный  долг?

2.1. Государственный долг: содержание  и основные формы.

Общее понятие государственного долга  РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены Бюджетном  кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным  долгом понимаются её долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всеми находящимися в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без  условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень  отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной  исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих  обязательств выделяют внутренний и  внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникшие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения  и объёма обязательств выделяют капитальный  и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства  и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства РФ могут  существовать в форме:

  • Кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • Договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения третьими лицами;
  • Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа. По долговым обязательствам РФ и её субъектов сроки погашения  не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет.

Все упомянутые формы в  рыночной практике используются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного  кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты РФ и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объёмах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции ФЗ, ЦБ не в праве предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США – 70%, в Великобритании – 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 200г. 93% внутреннего долга.

  Мировой рынок государственных  ценных бумаг достаточно разнообразен  и включает облигации, казначейские  векселя, казначейские ноты и  т.п.

Облигации (от лат. Obligatio – обязательство) – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заёмщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации  выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать, как особую форму инвестиций. Они  признаются наиболее надёжными и  ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми  и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень  процентной ставки по государственным  бумагам обычно ниже, чем по бумагам  других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные  облигации, облигации АО.

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

    • По виду эмиссии – на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
    • По виду выплат дохода – на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определённого товара или услуги (например, по целевым займам – телефонным, жилищным и т.п.);
    • По характеру обращения – на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
    • По характеру держателей ценных бумаг – на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определённое время (обычно через год) со дня их выпуска);
    • По срокам погашения – на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определён, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
    • По методам размещения – на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
    • По материальному носителю могут быть в документарной и в без документарной форме (в виде записей на счетах);
    • В зависимости от эмитента – облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются  местными органами власти и по статусу  приравниваются к государственным  ценным бумагам наряду с субфедеральными  обязательствами. Муниципальные облигации  бывают двух типов: общего долга и  доходные. По облигациям общего долга  выплата процентов и погашение  обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение – финансирование строительства  муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства  которых она эмитировалась, - эстакад, мостов, жилых домов и т.п. Для  инвесторов это более привлекательный  финансовый инструмент.

Казначейский вексель – это основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3,6,12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Особое место в системе государственных  займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты в облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т.п.

Государственные ценные бумаги занимают определённое место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных  институтов, предприятий, населения  и т.п.) и сосредоточении их в руках  государства. Фискальная функция обуславливает  экономическую – привлечённые государством ресурсы позволяют ему решить текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета  и т.п.)

Государственные ценные бумаги выступают  объектом залоговых отношений, т.е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому ЦБ правительству, по ссудам ЦБ коммерческим банкам и  по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.

Информация о работе Государственный долг и его последствия