Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:08, курсовая работа
Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948):
Введение……………………………………………………………………………3
Причины возникновения государственного долга и его виды………………………………………………………………….…..…..4
Последствия государственного долга и методы управления им…………………………………………………………………………….7
Влияние государственного долга на развитие экономики России…………………………………………………………………...…11
Практикум……………………………………………………………………..…22
Заключение………………………
Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48% - до 459,6 млрд. долл., говорится в материалах ЦБ РФ. Задолженность органов госуправления за год уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд.долл. а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд.долл.1
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что на 1 января 2008 года корпоративный долг РФ составлял430 млрд.долл. (33% ВВП). Из этой суммы почти 90% приходится на долг российских корпораций и банков по кредитам иностранным банкам. Такая зависимость при ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивости создает риски, в том числе и для бюджетной системы. Именно на это Счетная палата обращала внимание Правительства и Президента, и С. Степашин полагает, что соответствующие меры будут приняты.2
Внешний долг России за 1 квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд.долл. до 44,1 млрд.долл. задолженность перед странами – членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд.долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими в Парижский клуб – 2,2 млрд.долл. Перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи – 1,65 млрд. другим странам бывший СССР задолжал 0,7 млрд.долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составила 4,8 млрд., по еврооблигационным займам – 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа – 4,5 млрд.долл.3
________________
1 «Экономика и жизнь», №13, апрель 2008г. С. 2.
2 «Экономика и жизнь», № 15, апрель 2008 г. С. 2.
3 «Экономика и жизнь», №18, май 2008 г. С. 2
Все это говорит о необходимости продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное — уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.
Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.
При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое
сообщество.
Практикум
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.
Решение
15 млн. долл. – ежегодный платеж (300 млн. долл. – 100%, х – 5%, х=15 млн. долл.)
30 млн. долл. – годовой объем ВВП.
15 млн. долл. < 30 млн. долл.
2. В связи с новыми
долговыми обязательствами
____________
1Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2000. – с. 283.
3. Полностью погасить долг можно будет через 20 лет.
300 млн. долл. – общая сумма долга.
15 млн. долл. – ежегодный платеж.
300 млн. долл./15 млн. долл. = 20 лет – срок полного погашения долга.
Заключение
Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный долг также делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным долгом.
Проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям.
Приложение 1
Таблица 1
Внешний долг России1
показатель |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Внешний долг |
|||||||
СССР, млрд. долл. |
104 |
103 |
108 |
103 |
100 |
97,8 |
95,0 |
России, млрд. долл. |
2,8 |
9,0 |
11,3 |
17,4 |
24,2 |
33,0 |
55,0 |
Обслуживание долга % ВВП |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
1,2 |
Таблица 2
Процентные расходы федерального бюджета2
Показатель |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Процентные расходы, млрд. руб. |
0,1 |
3,3 |
12,2 |
52,3 |
125,4 |
114,5 |
148,2 |
В том числе в % к |
|||||||
Официальному ВВП |
0,7 |
1,5 |
2,0 |
3,3 |
5,7 |
4,4 |
5,4 |
Легальному ВВП |
0,9 |
2,5 |
2,7 |
4,6 |
8,2 |
6,5 |
8,7 |
Расходам федерального бюджета |
1,8 |
7,8 |
8,6 |
18,8 |
25,8 |
22,6 |
34,9 |
______________
1 Социально-экономическая проблема России. М., 1999 – с. 77
2 Социально-экономическая проблема России. М., 1998 – с.33
Приложение 2
Таблица 1
Динамика и структура государственного долга Российской Федерации (на конец года) в % к ВВП1
Годы |
Всего |
Внешний долг |
Внутренний долг |
1997 |
49,5 |
29,7 |
19,8 |
1998 |
146,4 |
118,6 |
27,8 |
1999 |
101,8 |
89,7 |
12,1 |
2000 |
61,3 |
53,7 |
7,6 |
2001 |
49,1 |
43,2 |
5,9 |
2002 |
44,8 |
37,9 |
6,9 |
2003 |
39,6 |
33,3 |
6,3 |
2004 |
26,1 |
20,9 |
5,2 |
2005 |
22,4 |
17,1 |
5,3 |
Таблица 2
Погашение и обслуживание государственного долга (% ВВП)
Годы |
Всего |
Погашение |
Обслуживание |
2001 |
6,4 |
3,8 |
2,6 |
2002 |
5,5 |
3,1 |
2,4 |
2003 |
6,0 |
3,9 |
2,1 |
2004 |
3,0 |
1,5 |
1,5 |
2005 |
2,7 |
1,8 |
0,9 |
Таблица 3
Государственный внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)
Наименование |
На 01.01. 2003 г. |
На 01.01. 2004 г. |
На 01.01. 2005 г. |
На 01.01. 2006 г. |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
124,4 |
121,0 |
113,7 |
104,9 |
по кредитам правительств иностранных государств |
52,3 |
54,0 |
52,6 |
50,1 |
задолженность официальным кредиторам Парижского клуба |
43,6 |
46,6 |
46,1 |
44,4 |
задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба |
4,9 |
4,4 |
3,3 |
2,9 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
3,8 |
2,9 |
3,2 |
2,8 |
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
3,4 |
— |
0,3 |
— |
задолженность кредиторам Лондонского клуба |
— |
— |
— |
— |
коммерческая задолженность |
3,0 |
— |
0,3 |
— |
по кредитам международных финансовых организаций |
13,4 |
11,0 |
10,1 |
8,9 |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте |
49,5 |
49,8 |
45,2 |
41,6 |
Еврооблигационные займы |
39,9 |
42,5 |
37,9 |
34,4 |
ОВГЗ |
9,6 |
7,3 |
7,3 |
7,2 |
По кредитам Центрального банка Российской Федерации |
6,2 |
6,2 |
5,5 |
4,3 |
Предельный размер предоставления гарантий |
2,6 |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом предельного размера гарантий |
127,0 |
123,4 |
115,7 |
106,9 |