Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа
Все это придает исследованию теории государственного долга и его функционирования в российской практике особую актуальность.
Актуальность определила цель исследования – изучить долги государства, условия возникновения и их сущность, и их последствия.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Посмотреть что же такое долги государства и их влияние на экономику государства
Причины долговых обязательств
Просмотреть долги России
И в заключении сделать вывод
секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
Рассмотрим подробнее понятия внутреннего и внешнего государственного долга.
Понятие внутреннего государственного долга
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
В этой же статье дается более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.1
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие
возникновения дефицитов
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Понятие внешнего государственного долга
Внешний долг — это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг: правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов) кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.) напрямую крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран.
В экономической теории: внешний долг – это долг на погашение которого уходит вся прибыль страны (за определённый период времени), так, что необходимые текущие затраты погашаются за счёт суммы очередного долга — определение главного механизма современной колонизации.
В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ или других видов финансирования.
Доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:
- на 2007 год 5.828,5 млрд. рублей, расходы 4.892,4 млрд. рублей;
- на 2008 год 6.587,4 млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;
- на 2009 год 7.034,0 млрд. рублей, расходы 6.083,0 млрд. рублей.
В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2008 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.
Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000 – 2006.
(в млн. руб.)
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
ВСЕГО |
576232,7 |
557417,1 |
533514,0 |
679914,4 |
681555,8 |
778303,1 |
995840,0 |
Целевой заем 1990 года |
3206,8 |
2618,6 |
3776,3 |
3009,2 |
2984,9 |
3208,6 |
3053,9 |
Целевые вклады и чеки на автомобили |
2376,3 |
2110,6 |
2938,7 |
2447,3 |
20055,8 |
1962,5 |
639,3 |
Государственный внутренний заем |
79,2 |
10,0 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Государственный внутренний заем 1992г. |
139,0 |
176,5 |
210,7 |
77,2 |
40,3 |
32,9 |
- |
Казначейские обязательства |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
- |
- |
Задолженность по АПК, переоформленная в вексель Минфина РФ |
3360,0 |
12240,0 |
1680,0 |
1120,0 |
560,0 |
- |
- |
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) |
7433,2 |
3051,1 |
19,541,5 |
18815,2 |
2722,5 |
244,0 |
- |
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва переоформленного в вексель ЦБ РФ |
1750,2 |
1263,7 |
1020,4 |
777,1 |
533,8 |
290,6 |
47,3 |
Государственный сберегательный заем I (ОГСЗ) |
4878,5 |
3000,0 |
124,7 |
106,6 |
100,0 |
203,5 |
- |
Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) |
402213,2 |
359211,3 |
307820,6 |
350741,5 |
50476,3 |
43307 |
- |
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) |
2690,0 |
19498 |
20727,2 |
11500,0 |
11500,0 |
- |
- |
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
112429,6 |
122766,8 |
138533,6 |
207069,9 |
199310,7 |
171224 |
235664,5 |
Государственные сберегательные облигации (ГСО) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
85000,0 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
- |
- |
- |
42286,9 |
375423,4 |
542235,1 |
546419,5 |
Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 ноября 2008 года составил 1 триллион 386,450 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 октября на 7,950 миллиарда рублей, сообщил Минфин России.
Размер государственного внутреннего долга России на 1 октября, по данным Минфина, составлял 1 триллион 378,500 миллиарда рублей.
На 1 января 2008 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 ноября на 137,602 миллиарда рублей, следует из сообщения Минфина.
Долг РФ, выраженный в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 882,026 миллиарда рублей, в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 328,181 миллиарда рублей, в ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей, в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда рублей и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей, уточняется в сообщении министерства.
По данным Минфина, рост внутреннего госдолга в октябре произошел по большей части за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда рублей.
На 1 ноября наибольшая доля в структуре внутреннего госдолга в ценных бумагах принадлежала ОФЗ-АД (63,6176%). Доля ОФЗ-ПД оценивалась в 23,6706%, ОФЗ-ФК - 2,4399%, ГСО-ФПС - 9,5207% и ГСО-ППС - 0,7512%.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в
государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), млрд. рублей
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Внешний долг РФ, 1991-1998 гг.
Внешние долги России - в основном наследие бывшего Советского Союза.
Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы. Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям в странах, являвшихся поставщиками. Данные кредиты привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.
Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики