Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Все это придает исследованию теории государственного долга и его функционирования в российской практике особую актуальность.
Актуальность определила цель исследования – изучить долги государства, условия возникновения и их сущность, и их последствия.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Посмотреть что же такое долги государства и их влияние на экономику государства
Причины долговых обязательств
Просмотреть долги России
И в заключении сделать вывод

Файлы: 1 файл

1053343_E2510_kursovaya_rabota_gosudarstvennyy_dolg_i_ego_vliyanie_na_funk.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза - с $22,5 до 65,3 млрд. Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций - к концу 1997 г. внешний долг России возрос до $124 млрд., а к концу 1998 г. - до $142 млрд., что поставило ее в один ряд с Мексикой и Бразилией, являющимися крупнейшими мировыми должниками. При этом унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992 - 1995 гг.

Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории.

Первая и  самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран - международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.

Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.

Четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в $108 млрд.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР ($165 млрд. за вычетом безнадежных долгов третьих стран СССР). За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения, в соответствии с которым Советский Союз официально прекратил свое существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписав с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР, стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности. (От подписания соглашения отказалась Украина). Подобное решение стоило дорого, но позволило РФ сохранить позиции на внешних финансовых рынках и обеспечило доверие потенциальных партнеров.

После принятия обязательств по выплате  долгов бывшего СССР России пришлось включиться в процесс их реструктуризации, т.е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. В ходе соответствующих переговоров, российская сторона рассчитывала на списание хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной.

В январе 1992 г. правительство РФ заключило  первое соглашение о реструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, за ним последовали три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные выплаты в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. В апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации приблизительно $40 млрд. задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы будет выплачено в период до 2020 г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные долги Парижскому клубу) - до 2016 г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличиваясь, будут производиться с 2002 г. Размер задолженности РФ Парижскому клубу кредиторов составляет на данный момент $35 млрд.

Заключительное соглашение о  реструктуризации долга бывшего  Советского Союза Лондонскому клубу  было подписано 2 декабря 1997 г. Внешэкономбанком. Согласно условиям реструктуризации, весь основной долг, насчитывавший на тот момент приблизительно $24 млрд., должен быть погашен к концу 2020 г. Реструктурированный основной долг имеет плавающую процентную ставку. В период льготного погашения процентные выплаты ограничены плавно увеличивающимся потолком, а оставшиеся невыплаченными проценты капитализируются. Первые выплаты по основному долгу произведены в 2002 г. Официальным должником по долгу Лондонскому клубу является Внешэкономбанк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 октября 2007 года составил 47,1 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.

Общие выплаты в 2009 году должны составить   $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по 

состоянию на 01 января 2009 года

§ 3 Куда ведут долги России?

За последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Что касается государственного внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации, то в 2002-2006 годах он снизился с 42,2 процента от ВВП до 9,0 процента от ВВП. В соответствии с «Политикой в области государственного долга» государственный внутренний и внешний долг РФ к концу 2009 года должен составить 7,6 процента от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 1998-2006 годах более чем в 3 раза. На конец 2006 года он должен составить 50,5 миллиарда долларов. В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2006 годах увеличился с 545 миллиардов рублей до 1091,6 миллиарда рублей.

В целом внешний и внутренний госдолг в 2006 году был существенно  ниже пороговых значений, установленных  Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30 процентов к ВВП) и внутреннему госдолгу (30 процентов к ВВП) и к 2009 году будет продолжать снижаться. Однако в это же время явственно обозначились негативные тенденции в области прежде всего корпоративного долга, а также внутреннего госдолга.

Как меняется долг

К наиболее серьезным изменениям характера  совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долгов следует отнести:

- трансформацию внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами. Государство расплачивается с внешними долгами. Средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, являются одними из источников для кредитования российских предприятий. Причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Следствием этого служит резкий рост корпоративного внешнего долга. Если на начало 1999 года внешний госдолг более чем в пять раз превышал долг частного сектора, то к концу 2006 года он будет примерно в 4 раза меньше долга частного сектора перед нерезидентами. Следствием этого является ухудшение качества совокупного национального долга, в котором частный долг стал преобладать над государственным;

- трансформацию внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 года началось быстрое увеличение внутреннего госдолга. В 2007-2009 годах в соответствии с «Политикой в области государственного долга» замещение внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 года внутренний госдолг составлял 19,4 процента от внешнего госдолга, то на конец 2008 года внутренний госдолг превысит внешний госдолг. В итоге роста заимствований на внутреннем рынке в стране возобновилось строительство пирамиды государственных ценных бумаг по образцу создававшейся в 1994-1998 годах пирамиды ГКО-ОФЗ;

- уход с рынка внутреннего госдолга нерезидентов. На начало 2000 года на нерезидентов приходилось свыше 40 процентов рынка ГКО-ОФЗ. В настоящее время операции нерезидентов с государственными ценными бумагами не проводятся. Однако замены нерезидентам на рынке внутреннего госдолга не нашлось. В результате подавляющая его часть приходится на Сбербанк. На отдельных аукционах по размещению ОФЗ 60-80 процентов всего выпуска скупается Сбербанком. Рынок внутреннего госдолга не просто резко сузился по числу участников. Основным заемщиком государственных ценных бумаг стал по сути государственный же орган – Сберегательный банк;

- резкий рост совокупного национального долга, включая государственный внешний и внутренний долги, а также корпоративный долг. Происходит это прежде всего за счет роста корпоративного долга. Так, задолженность предприятий по кредитам банков и займам возросла с 1177 миллиардов рублей в 2001 году до 6256,8 миллиарда рублей в июне 2006 г.

Возможные последствия

Анализ изменения характера  совокупного национального долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие:

- рост корпоративного долга перед нерезидентами, в том числе за счет трансформации внешнего государственного долга в долг частного сектора нерезидентам. С конца 2001 года до середины 2006 года этот долг возрос почти в 4 раза. Если существующие тенденции сохранятся, то к концу 2009 года корпоративный долг иностранным кредиторам составит 360-380 миллиардов долларов (свыше 30 процентов от ВВП). Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. На начало 2006 года свыше 10 процентов корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на двух заемщиков-госкорпораций. Всего же на десяток государственных предприятий (в том числе акционерных обществ, где государство обладает контрольным пакетом акций) приходится почти треть корпоративного долга нерезидентам. Крупнейшим заемщиком на рынке корпоративных еврооблигаций является Сбербанк. В течение 2006 года продолжались активные заимствования корпораций на внешнем рынке. В результате в настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности страны состоит здесь не только в том, что ряду крупных российских корпораций в перспективе может угрожать банкротство. Направление зарубежных капиталопотоков преимущественно в сырьевой (прежде всего нефтегазовый) сектор закрепляет сырьевую направленность развития российской экономики. Это также является угрозой для экономической безопасности страны;

- темпы роста внутреннего госдолга не могут не настораживать. В 2002-2006 годах он возрос в 2 раза. При этом к федеральным долговым обязательствам не относятся облигации Банка России (ОБР), которые по сути своей являются государственными. Между тем задолженность Банка России по ОБР только с января 2006 года по конец июня 2006 года возросла с 32,8 миллиарда рублей до 164,2 миллиарда рублей, то есть в 5 раз за 6 месяцев. Если тенденции 2002-2006 годов сохранятся, то к 2014 году объем внутреннего госдолга составит 150-160 миллиардов долларов – почти в 2,5 раза выше пирамиды ГКО-ОФЗ перед дефолтом. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего госдолга вырастут почти в 6,5 раза по сравнению с 2005 годом;

- крупномасштабные заимствования на рынке государственных ценных бумаг в целях финансирования расходов федерального бюджета на погашение внешнего госдолга привели к перегреву рынка. Об этом свидетельствует тот факт, что с июня 2003 года по июль 2006 года доходность облигаций федерального займа выросла с 5,9 процента до 6,72 процента. Рынок дестабилизировался – недельные обороты торгов ОФЗ меняются в 3-10 раз и более;

- наличие у нерезидентов российских ценных бумаг (государственных и корпоративных еврооблигаций, облигаций государственного внутреннего валютного займов, валютных корпоративных облигаций) на сумму более чем в 50 миллиардов долларов. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при возникновении кризисных явлений на внешних рынках.

В итоге следует обратить внимание на быстрый рост всего совокупного национального долга – федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с «Политикой в области государственного долга» внешний и внутренний государственный долги составят к концу 2009 года 7,6 процента от ВВП (а с учетом стремительно растущего рынка облигаций банка России и субфедеральных долгов – 12,1 процента), а корпоративный внутренний долг при сохранении тенденций 2002-2006 годов – 42 процента от ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам (32 процента ВВП) совокупный национальный долг достигнет к концу 2009 года 86,1 процента ВВП. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.

Для предотвращения угроз экономической  безопасности страны в области совокупного  национального долга при разработке проектов бюджета на 2009 и последующие годы важное значение имеет установление пороговых значений в области внешнего и внутреннего долгов. При этом необходимо ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере государственного и корпоративного долгов.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики