Государственный долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методо-
логические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования
системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие
задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Государственный долг.
1.1 Теоретический аспект….. …………………………………………………6
1.2 Причины возникновения государственного долга и его виды……….....9
1.3 государственный долг и его влияние на функционирование экономик 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской федерации……..14
2.2 Современное состояние внутреннего долга РФ 19
2.3 Статистические данные государственного долга 22
Приложения 26
Заключение 32
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 139.61 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Челябинский институт экономики и права

им. М.В. Ладошина

 

Заочный факультет

Факультет экономики  и управления на предприятий

Специальность 080502 экономика и управление на предприятий торговли и общественного питания

 

Курсовая  работа

по экономической  теории

Государственный долг и проблемы его погашения

                                                                        

                                                                        

                                                                         Выполнил студент гр. ЭУЗ-206

                                                                         О.М. Гайфутдинова

                                                                         Научный руководитель

                                                                         Р.И. Гарипов

                                                                         Дата защиты «___» _____2011г.

                                                                         Оценка ____________________

                                                                          ___________________________

                                                                                 (подпись руководителя) 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Государственный долг.

1.1 Теоретический аспект….. …………………………………………………6

1.2 Причины  возникновения государственного долга и его виды……….....9

1.3 государственный  долг и его влияние на функционирование  экономик 11

2. Характеристика современного  состояния государственного долга  России

2.1 Современное состояние внешнего  долга Российской федерации……..14

2.2 Современное  состояние внутреннего долга  РФ 19

2.3 Статистические  данные государственного долга 22

Приложения 26

Заключение 32

Библиографический список…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Единой научно-теоретической платформы  по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени  не сложилось. Политика в области  государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства  стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный  имидж государства. Отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров  по совместным крупным международным  бизнес проектам, международных финансовых организаций, а также международный  суверенный рейтинг. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Наиболее актуальной в настоящее  время является проблема управления государственным долгом, поскольку  данная проблема приводит к появлению  других проблем, касающихся государственного долга. Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.     

Государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним при

бегать для погашения  процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП. Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствовании, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методо-

логические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования 

системы управления государственным  долгом.

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие 

задачи: 

 – определить понятие государственного  долга; 

 – рассмотреть классификацию  государственных займов;  

 – изучить принципы и методы управления государственным долгом;   

– дать оценку системе управления  государственным внешним долгом;    

- проанализировать динамику расходов на обслуживание и 

погашение государственного долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный долг.

 

1.1 Теоретический  аспект.

 

      Проблема  обслуживания суверенного долга  России  привлекла  пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис,  в результате  которого  российское  государство  оказалось  на  грани  полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом  в разряд  первостепенных.  При   решении   проблемы   государственного   долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

      Государственный  долг-это  сумма  накопленных   за  определенный  период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

       Внешний   государственный  долг-это   долг  иностранным   государствам, организациям и отдельным лицам.  Этот  долг  ложится  на  страну  наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с  законом  РФ  государственным  внутренним  долгом  РФ  являются   долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ,  перед  юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут  иметь  форму:  кредитов, полученных  правительством  РФ;   государственных   займов,   осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других  долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

      Нарастание  внутреннего долга менее опасно  для  национальной  экономики по сравнению с  ростом  ее  внешнего  долга.  Утечки  товаров  и  услуг  при погашении внутреннего долга не  происходит,  однако  возникают  определенные изменения в экономической  жизни,  последствия  которых  могут  быть  весьма значительны. Это связано с тем, что погашение  государственного  внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

      Как   государственный  долг  и   его  рост  влияют  на  функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности:  банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения. Может ли большой государственный  долг  каким-то  образом  привести  к банкротству правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно  отметить,  что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать  государственный  долг, не говоря уже о необходимости его  полной  ликвидации.  Правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации  и  использует выручку   для   выплаты   держателем   погашаемых   облигаций.    Во-вторых, правительство по конституции  имеет  право  облагать  население  налогами  и собирать их. Увеличение  налогов  является  тем  способом,  который  есть  у правительства для получения  достаточных  доходов  для  выплат  процентов  и общей суммы государственного  долга.  В-третьих,  банкротство  правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет  право  печатать деньги, которыми можно заплатить и  основную  сумму  долга,  и  проценты  по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Что касается второй опасности, то  государственный  долг  не  является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.  Рост  государственного  долга  влечет  за  собой  реальные  негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по  государственному долгу  увеличивает  неравенство  в  доходах,  поскольку  значительная  часть государственных  обязательств  сконцентрирована  у  наиболее   состоятельной части населения. Погашение государственного  внутреннего  долга  приводит  к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных  слоев  населения  переходят более обеспеченным, то есть те,  кто  владеет  облигациями,  становятся  еще богаче.  Во-вторых,  повышение  ставок   налогов   (как   средство   выплаты государственного внутреннего  долга  или  его  уменьшения)  может  подорвать действие экономических стимулов развития  производства,  снизить  интерес  к вложению средств в новые  рискованные  предприятия,  в  инновации,  а  также усилить социальную напряженность  в  обществе.  Подобным  косвенным  образом существование большого государственного долга может подорвать  экономический рост. В-третьих, выплаты процентов  или  основной  суммы  долга  иностранцам вызывают  перевод  определенной  части  реального  продукта  за  рубеж.   В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя  своего долга на  плечи  будущих  поколений,  то  есть  оставить  будущим  поколения меньшие  по  размерам  основные  производственные  фонды.  Эта   возможность связана с эффектом вытеснения,  который  определяется  тем,  что  дефицитное финансирование  увеличивает  ставки  процента  и,  следовательно,  сокращает инвестиционные расходы. Если это будет  происходить,  последующие  поколения унаследуют  экономику  с  уменьшенным   производственным   потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже,  чем в других случаях.  Кроме  того,  рост  внешнего  долга  снижает  международный авторитет страны и вызывает психологический эффект,  усиливая  неуверенность населения  страны в завтрашнем дне. Возникает   необходимость   управления   долгом.   Под   управлением государственным  долгом  понимается  совокупность  действий  государства  по погашению  и  регулированию  суммы  государственного  кредита,  а  также  по привлечению новых заемных средств. Погашение государственных  займов  и  выплата  процентов  производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых  займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого  займа.  Метод управления  государственным  долгом  включают  конверсию   и   консолидацию. Конверсия-это  изменение  условий  займа,  касающихся  доходности,  то  есть уменьшения  или  увеличения  размеров  выплачиваемых  процентов  по  займам. Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

 

1.2 Причины возникновения государственного долга и его виды

    Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных.              Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и процентов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые. В результате государственные долги растут в разных странах различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Виды государственного долга. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заемных средств. Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны

1.3 государственный долг и его  влияние на функционирование  экономики

             Обычно в государственном долге  видят две опасности: банкротство  нации и переложение долгового  бремени на будущие поколения. Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические  последствия. Во-первых, выплата процентов  по государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего  долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев  населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение  ставок налогов (как средство выплаты  государственного внутреннего долга  или его уменьшения) может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к  вложению средств в новые рискованные  предприятия, в инновации, а также  усилить социальную напряженность  в обществе. Подобным косвенным образом  существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне. Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.

Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения