Государственный долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методо-
логические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования
системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие
задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Государственный долг.
1.1 Теоретический аспект….. …………………………………………………6
1.2 Причины возникновения государственного долга и его виды……….....9
1.3 государственный долг и его влияние на функционирование экономик 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской федерации……..14
2.2 Современное состояние внутреннего долга РФ 19
2.3 Статистические данные государственного долга 22
Приложения 26
Заключение 32
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 139.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией)

37,6

26,2

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1,0

0,7

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1,8

1,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

1,3

0,9

Коммерческая  задолженность бывшего СССР

0,8

0,6

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

3,8

2,6

Задолженность по еврооблигационным займам

26,2

18,2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

0,6


 

     В структуре внешнего долга уменьшается доля  государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.     

На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по евро облигационным займам – 26,2 млрд долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%.  От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют  коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба.  Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба – 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.     

К началу 2008 г. внешний государственный  долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня  эта величина и того меньше, и составляет 37,6 млрд долларов, то есть сократилась почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо растет. Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика. В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а следовательно, и соотношение как государственных внутренних и внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке  энергоносителей (цены на нефть еженедельно  перекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетия нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях - в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный.

 

Приложения

 

 

(рис)  1.

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2011 года

 

 

 

1 января 2010 г.

1 апреля 2010 г.

1 июля 2010 г.

1 октября 2010 г.

1 января 2011 г. 
(оценка)

Всего

467 245

463 754

456 483

475 609

482 976

Органы государственного управления

31 309

31 320

35 451

34 821

34 427

Федеральные органы управления

29 475

28 882

32 964

32 338

32 051

Новый российский долг

26 286

25 732

29 893

29 355

29 165

кредиты международных финансовых организаций

3 788

3 575

3 430

3 264

3 136

МБРР

3 210

3 009

2 883

2 725

2 617

прочие

578

566

547

539

519

прочие кредиты

1 000

901

839

819

777

ценные бумаги в иностранной валюте

20 348

19 876

24 332

23 736

23 736

еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения

1 786

1 689

6 161

6 305

6 305

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18 135

17 760

17 741

16 997

16 997

ОВГВЗ - VII транш

427

427

429

433

433

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

811

1 050

976

1 218

1 182

прочая задолженность

340

330

315

319

334

Долг бывшего СССР

3 189

3 149

3 072

2 983

2 887

кредиты стран-членов Парижского клуба  кредиторов

11

9

9

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими  странами

1 316

1 280

1 250

1 167

1 112

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 810

1 809

1 762

1 756

1 714

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 834

2 439

2 486

2 483

2 376

кредиты

1 120

1 056

956

1 062

1 034

ценные бумаги в российских рублях

714

1 383

1 530

1 421

1 343

Органы денежно-кредитного регулирования

14 630

12 226

11 916

12 233

12 392

кредиты

2 370

       

наличная национальная валюта и депозиты

3 365

3 612

3 524

3 403

3 652

прочая задолженность (распределение  СДР)

8 895

8 615

8 392

8 831

8 740

Банки

127 212

129 028

122 118

140 038

144 843

Прочие секторы

294 094

291 179

286 999

288 517

291 314

долговые обязательства перед  прямыми инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования

45 718

49 714

52 829

53 882

57 133

кредиты

232 096

223 398

214 156

217 191

217 357

долговые ценные бумаги

9 406

10 989

10 404

10 409

10 530

задолженность по финансовому лизингу

2 816

2 738

3 245

2 034

2 248

прочая задолженность

4 058

4 340

6 365

5 000

4 046


 
Дата последнего обновления: 13 января 2011 года.


 

 
 

(рис)  2

 

 

(рис)  3

Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд. рублей.

Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, будет прирастать значительно медленнее прироста пенсионных накоплений и составит к  концу 2014 года около 2,47 трлн. рублей

(рис)  4

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Практика показывает необходимость  выработки и реализации стратегии  с умеренным увеличением государственного долга. Она основанной на снижении реальной стоимости его обслуживания и  на согласовании динамики долга с  темпами экономического роста.

Для экономики России имеет смысл  выработать прогноз  выхода (выползания) из “долговой ямы”, глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.

Учитывая сложность объекта, правильным было бы говорить о стратегии управления долгом в целом, так как отдельные  его элементы имеют определенную специфику регулирования различными механизмами с использованием разных инструментов. Высокая степень неопределенности развития данной системы (долга) и ее регулирования предопределяет необходимость  тщательного анализа отдельных  ее составляющих и выбора наиболее эффективных инструментов для решения  этой задачи.

Стратегия государственного долга  и адекватная ей стратегия в области  финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии  в целом.

Необходима долгосрочная программа (до 2005 г. с последующей пролонгацией  предельных объемов государственного долга (отдельно по внешнему и по внутреннему долгу) по отношению к ВВП. Программа должна быть с акцентом на определение перспектив погашения отдельных структурных компонентов каждого из них, с выделением первичного долга и расходов по его обслуживанию.       

 Стратегическая концепция выхода  из долгового кризиса представляет  собой сложный комплекс взаимосвязанных  мер. Рассмотрим ключевые меры.

1. Высокая степень опасности  нарастающего платежно-расчетного  кризиса и его системный характер  определяют необходимость принятия  комплекса мер в части целенаправленной  корректировки преодоления сложившихся  деформаций современного курса  ценовой, бюджетно-налоговой и  финансово-кредитной системы. При  этом особого внимания требует  проблема создания специальной  государственной структуры,  несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с Банком России.

2. Для выхода из долгового  кризиса и переходу к подъему  экономики необходимо поднять  долю накопления в ВВП как  минимум до 25-30%. Только при этих  условиях представляется возможным  обеспечить превышение ввода  производственных мощностей над  их выбытием и создать условия  функционирования расширенного  воспроизводства. Эта проблема  для сегодняшней экономики России  чрезвычайно сложна, так как повышать  долю накопления в ВВП можно  только за счет сокращения  его потребляемой  части, что для страны, где 30% населения живет ниже черты бедности, становится задачей чрезвычайно сложной.

3. Стимулирование потребительского  спроса – одна из ключевых  мер в области решения долговых  проблем, связанных  с повышением реальной зарплаты и компенсированием сбережений населения. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга низкокачественных товаров.

4. Расширение государственного  спроса требует эффективного  выполнения естественных функций  государства (оборона, образование,  здравоохранение и др.). Целевые  государственные закупки должны  соответствовать приоритетам структурной  и промышленной политики. Также  они должны обладать высоким  мультипликационным эффектом, обеспечивающим  решение генеральной задачи –  выход на траекторию устойчивого  развития.

5. Одним из путей преодоления  кризиса является переход от  банковского кредитования к системе  производственного самофинансирования  за счет накопления прибыли,  получаемой предприятиями. Это  логичный путь, трудности которого  связаны с мизерностью размеров  прибыли, с наличием таких насущных  расходов, перед которыми производственные  накопления отодвигаются на второй  план.

Важнейшим направлением для снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить  заимствования, не допуская нерыночных, не денежных форм оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений).

Необходимость  разработать  программу  преодоления  платежно-долгового кризиса, имея в виду принятие графика снижения и полной ликвидации задолженности предприятий.

Данная система стратегически  ориентированных мер позволяет  перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения  стабильности и повышения эффективности  российской экономики.

 

 


Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения