Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методо-
логические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования
системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие
задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
Введение……………………………………………………………………….3
1. Государственный долг.
1.1 Теоретический аспект….. …………………………………………………6
1.2 Причины возникновения государственного долга и его виды……….....9
1.3 государственный долг и его влияние на функционирование экономик 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской федерации……..14
2.2 Современное состояние внутреннего долга РФ 19
2.3 Статистические данные государственного долга 22
Приложения 26
Заключение 32
Библиографический список…………………………
Наименование |
Сумма, млрд долларов США |
Сумма, млрд ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской
Федерации (включая обязательства |
37,6 |
26,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба |
1,0 |
0,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба |
1,8 |
1,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1,3 |
0,9 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,8 |
0,6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3,8 |
2,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
26,2 |
18,2 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
0,6 |
В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.
На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по евро облигационным займам – 26,2 млрд долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба – 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.
К началу 2008 г. внешний государственный
долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня
эта величина и того меньше, и составляет
37,6 млрд долларов, то есть сократилась
почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние
займы размещаются под невысокий процент.
Однако в целом и государственный внутренний
долг, и совокупный внешний (государственный
и корпоративный) быстро растут. Внутренний
государственный долг еще на 1 января 2005
г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006
г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд.
руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к
2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный
внешний российский долг на 1 января 2008
г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо
растет. Следовательно, необходима более взвешенная
долговая политика. В настоящее время действует
Приложения
(рис) 1.
Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года
|
1 января 2010 г. |
1 апреля 2010 г. |
1 июля 2010 г. |
1 октября 2010 г. |
1 января 2011 г. | |
Всего |
467 245 |
463 754 |
456 483 |
475 609 |
482 976 |
Органы государственного управления |
31 309 |
31 320 |
35 451 |
34 821 |
34 427 |
Федеральные органы управления |
29 475 |
28 882 |
32 964 |
32 338 |
32 051 |
Новый российский долг |
26 286 |
25 732 |
29 893 |
29 355 |
29 165 |
кредиты международных финансовых организаций |
3 788 |
3 575 |
3 430 |
3 264 |
3 136 |
МБРР |
3 210 |
3 009 |
2 883 |
2 725 |
2 617 |
прочие |
578 |
566 |
547 |
539 |
519 |
прочие кредиты |
1 000 |
901 |
839 |
819 |
777 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
20 348 |
19 876 |
24 332 |
23 736 |
23 736 |
еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения |
1 786 |
1 689 |
6 161 |
6 305 |
6 305 |
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов |
18 135 |
17 760 |
17 741 |
16 997 |
16 997 |
ОВГВЗ - VII транш |
427 |
427 |
429 |
433 |
433 |
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) |
811 |
1 050 |
976 |
1 218 |
1 182 |
прочая задолженность |
340 |
330 |
315 |
319 |
334 |
Долг бывшего СССР |
3 189 |
3 149 |
3 072 |
2 983 |
2 887 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов |
11 |
9 |
9 |
9 |
9 |
задолженность перед бывшими |
1 316 |
1 280 |
1 250 |
1 167 |
1 112 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами |
1 810 |
1 809 |
1 762 |
1 756 |
1 714 |
ОВГВЗ - III, IV, V транши |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
прочая задолженность |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Субъекты Российской Федерации |
1 834 |
2 439 |
2 486 |
2 483 |
2 376 |
кредиты |
1 120 |
1 056 |
956 |
1 062 |
1 034 |
ценные бумаги в российских рублях |
714 |
1 383 |
1 530 |
1 421 |
1 343 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
14 630 |
12 226 |
11 916 |
12 233 |
12 392 |
кредиты |
2 370 |
||||
наличная национальная валюта и депозиты |
3 365 |
3 612 |
3 524 |
3 403 |
3 652 |
прочая задолженность (распределение СДР) |
8 895 |
8 615 |
8 392 |
8 831 |
8 740 |
Банки |
127 212 |
129 028 |
122 118 |
140 038 |
144 843 |
Прочие секторы |
294 094 |
291 179 |
286 999 |
288 517 |
291 314 |
долговые обязательства перед
прямыми инвесторами и |
45 718 |
49 714 |
52 829 |
53 882 |
57 133 |
кредиты |
232 096 |
223 398 |
214 156 |
217 191 |
217 357 |
долговые ценные бумаги |
9 406 |
10 989 |
10 404 |
10 409 |
10 530 |
задолженность по финансовому лизингу |
2 816 |
2 738 |
3 245 |
2 034 |
2 248 |
прочая задолженность |
4 058 |
4 340 |
6 365 |
5 000 |
4 046 |
|
(рис) 2
(рис) 3
Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд. рублей.
Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, будет прирастать значительно медленнее прироста пенсионных накоплений и составит к концу 2014 года около 2,47 трлн. рублей
(рис) 4
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд. рублей.
Практика показывает необходимость
выработки и реализации стратегии
с умеренным увеличением
Для экономики России имеет смысл выработать прогноз выхода (выползания) из “долговой ямы”, глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.
Учитывая сложность объекта, правильным
было бы говорить о стратегии управления
долгом в целом, так как отдельные
его элементы имеют определенную
специфику регулирования
Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.
Необходима долгосрочная программа (до 2005 г. с последующей пролонгацией предельных объемов государственного долга (отдельно по внешнему и по внутреннему долгу) по отношению к ВВП. Программа должна быть с акцентом на определение перспектив погашения отдельных структурных компонентов каждого из них, с выделением первичного долга и расходов по его обслуживанию.
Стратегическая концепция
1. Высокая степень опасности
нарастающего платежно-
2. Для выхода из долгового
кризиса и переходу к подъему
экономики необходимо поднять
долю накопления в ВВП как
минимум до 25-30%. Только при этих
условиях представляется
3. Стимулирование
4. Расширение государственного
спроса требует эффективного
выполнения естественных
5. Одним из путей преодоления
кризиса является переход от
банковского кредитования к
Важнейшим направлением для снижения
стоимости обслуживания государственного
долга является прекращение практики
предоставления государственных гарантий.
Правительству следует
Необходимость разработать программу преодоления платежно-долгового кризиса, имея в виду принятие графика снижения и полной ликвидации задолженности предприятий.
Данная система стратегически ориентированных мер позволяет перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности и повышения эффективности российской экономики.
Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения