Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния, развития и проблем государственного долга в РФ, оценка механизма его управления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть понятие, причины и последствия государственного долга;
рассмотреть виды государственного долга;
Для сравнения -- после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008--2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.[21]
Таблица 4
Структура государственного внешнего долга по состоянию
на 1 января 2010 года
Наименование |
Сумма, млрд долларов США |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
37,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами -- членами Парижского клуба |
1,0 |
Задолженность перед официальными кредиторами -- не членами Парижского клуба |
1,8 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3,8 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
26,2 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.
На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по еврооблигационным займам - 26,2 млрд долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами -- членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами -- не членами Парижского клуба - 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.
К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше, и составляет 37,6 млрд долларов, то есть сократилась почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо растет.
Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.
В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а следовательно, и соотношение как государственных внутренних и внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга.
Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.
Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики[21].
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие «внешний долг» носит условный характер, так как объемы обязательств в валюте в полном объеме не являются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга, принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства, Минфином России не применяется.
Государственный внешний долг РФ в январе 2010г. уменьшился на 0,3% - до 37 млрд 523,2 млн долл. на 1 февраля с.г. против 37 млрд 641 млн долл. на 1 января с.г. Такие данные содержатся в материалах Министерства финансов РФ.
В пересчете на евро государственный внешний долг РФ за январь 2010г., напротив, увеличился на 2,5% - до 26 млрд 890,6 млн евро на 1 февраля с.г. с 26 млрд. 238 млн. евро на 1 января с.г.
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, в январе 2010г. уменьшилась на 1,6% и на 1 февраля с.г. составила 984,3 млн долл. (705,4 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба практически - не изменилась и составила 1 млрд 819,2 млн долл. (1 млрд 303,7 млн евро). Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 февраля 2010г. составила 822,6 млн долл. (589,5 млн евро), что на 1% меньше, чем на 1 января с.г.
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ сократилась на 0,8%, составив 1 млрд 289,2 млн долл. (923,9 млн евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями практически не изменилась и составила 3 млрд 734,6 млн долл. (2 млрд 676,4 млн евро), задолженность по еврооблигациям составила 26 млрд 239,6 млн долл. (18 млрд 804,3 млн евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте сократилась на 2,6% - до 858,4 млн долл. (615,2 млн евро).
За 2009г. государственный внешний долг РФ уменьшился на 7% - до 37,6 млрд долл. на 1 января 2010г. с 40,5 млн долл. на начало прошлого года.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, за 10 месяцев 2009г. увеличился на 22,27% - до 1 трлн 740 млрд 280 млн руб. с 1 трлн 421 млрд 439 млн руб. по состоянию на 1 января 2009г. Такая информация содержится в материалах Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ, передает РБК.[21]
3. Оптимизация величины и структуры государственного долга Российской Федерации
3.1.Пути оптимизации внешнего долга
Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый 2012 и 3013 год.
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013г.-16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.-19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году - 5,6% к ВВП, в 2013 году - 5,2% к ВВП.
Снижение общего дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что ненефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. ненефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.
В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.[19; с. 102]
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. - на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей - в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать для этого необходимые условия.
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах - за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2011-2013 годы будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;