Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния, развития и проблем государственного долга в РФ, оценка механизма его управления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть понятие, причины и последствия государственного долга;
рассмотреть виды государственного долга;
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории.
Приоритетами долговой политики в 2011-2013 годах в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в:
- обеспечении частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;
- поддержании репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.
Таким образом, в течение 2011-2013 гг. общее «чистое» привлечение составит 4 663,2 млрд. рублей при привлечении в объеме 6 423,8 млрд. рублей и погашении - 1 760,6 млрд. рублей.
На практике решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.
Объем планируемых заимствований на 2011-2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Минфин России не размещал на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В этой связи, успешное решение поставленной задачи будет в значительной степени определяться эффективностью мероприятий по повышению ликвидности государственных долговых обязательств.
В указанных целях Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроками обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.
В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2011 году на 52,2% по сравнению с 2010 годом, в 2012 году на 37,8% по сравнению с 2011 годом, в 2013 году на 17,4% по сравнению с 2012 годом.
При планируемой доходности в 2011 году по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 - 7,5% и 7,5 - 8,5% соответственно, предполагается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2011 году составит 87,8 млрд. рублей (3,0 млрд. долл. США), в 2012 году - 94,1 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США), в 2013 году - 102,3 млрд. рублей (3,7 млрд. долл. США).
Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении составляет 82,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США) в 2011 г., 87,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) в 2012 г. и 96,1 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США) в 2013 г. При этом купонные платежи по государственным ценным бумагам в иностранной валюте, планируемым к размещению в 2011-2013 годах, составят соответственно 17,9 млрд. рублей (0,6 млрд. долларов США), 30,4 млрд. рублей (1,1 млрд. долларов США) и 42,4 млрд. рублей (1,5 млрд. долларов США). Расчет указанных выплат производился исходя из следующих ставок купонного дохода: в 2011 году - 6,64%; в 2012 году - 6,52%; в 2013 году - 6,33%, определенных исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск России.
В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерации в 2011-2013 годах продолжится их активное предоставление. В 2011-2013 годах планируется предоставление следующих видов государственных гарантий Российской Федерации:
- по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;
- ориентированные на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные с государственной точки зрения проекты (в том числе, по займам, привлекаемым ГК «Роснанотех»);
- для поддержки экспорта промышленной продукции.
Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2011-2013 годах составит:
- в валюте Российской Федерации в общей сумме 118,0 млрд. рублей;
- в иностранной валюте - 11,4 млрд. долларов США.
В 2011-2013 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования: за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 316,6 млрд. рублей, за счет расходов федерального бюджета - 23,7 млрд. рублей.
В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 г. составит 6 732,1 млрд. руб., на 1 января 2013 г. - 8 431,8 млрд. руб. и на 1 января 2014 г.- 10 110,6 млрд. руб.
Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга
Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2011-2013 годах проведения компенсационных выплат.
В 2011-2013 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно. [14]
3.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом
Отсрочка погашения займов, аннулирование государственного долга в условиях рыночных отношений являются весьма нетрадиционными методами управления. Их применение неизбежно ведет к снижению или полной потере репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. В отечественной истории известен случай аннулирования государственного долга, накопленного царским и Временным правительствами России с 1 декабря 1917 г. Тем самым Советское правительство практически лишилось возможности использовать такой инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов как внешние займы.
Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные выше приемы управления государственной задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенной разрухи или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.
Конвертация внешнего долга
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них:
погашение долга товарными поставками;
обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника;
оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность;
обмен на долговые обязательства третьих стран и другие.
Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конвертация внешнего долга. Под конвертацией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Например, в 2003 году кредиторы, объединенные в Парижский клуб, приняли решение, по которому 10% от суммы российской задолженности перед каждой из стран-участниц можно обменивать на инвестиции. Таким образом, у России появилась возможность уменьшить сумму внешнего долга и параллельно привлечь в страну дополнительные деньги. Учитывая, что российский долг перед Парижским клубом на тот момент составлял порядка 40 млрд. долл., речь идет о четырехмиллиардных инвестициях в российскую экономику.
Одной из форм конвертации внешних долгов можно считать «обмен ДНП».
Обмен государственного внешнего долга на проведение природоохранной деятельности (ДНП)
В течение последнего десятилетия на обмен ДНП пошел целый ряд развивающихся стран: Бразилия, а также такие восточноевропейские страны с переходной экономикой, как Польша и Болгария. В развитых странах есть «спрос» на то, чтобы в странах-должниках сохранялись заповедные территории, и проводилась адекватная природоохранная деятельность. В тоже время страны-должники готовы больше заботиться о природе и вкладывать в это часть своих средств, получая взамен существенно большее сокращение долгов.
Обмены ДНП - это один из источников финансирования экологической деятельности в условиях значительной долговой задолженности страны и способ уменьшения международного долга в обмен на экологические инвестиции. Механизм ДНП состоит в том, что страна-кредитор договаривается со страной-должником о сделке, в соответствии с условиями которой первая сторона (кредитор) списывает долг или его часть в обмен на обязательство второй стороны (страна-должник) вложить соответствующую сумму в местной валюте в сохранение природы и разумное природопользование. Таким образом, долги страны-должника с определенной скидкой покупает у кредитора (а точнее у банка-кредитора) международная неправительственная организация, например Всемирный фонд дикой природы (WWF), и обменивает на обязательство страны-должника финансировать отечественные экологические программы в местной валюте.
Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» проводятся обычно в трех формах:
1. Долги страны покупаются и ликвидируются в обмен на продолжение природоохранных программ на определенной территории.
2. Долг конвертируется в местную валюту, которая затем используется местными неправительственными организациями, часто в сотрудничестве с международными неправительственными организациями, для проведения природоохранных проектов в стране-должнике.
3. Кредитор и должник договариваются о том, что последний выплачивает в установленные сроки свой долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экологический фонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов.
Обмены ДНП способствовали созданию и расширению целого ряда экологических фондов в развивающихся странах, которые управляют - все вместе - значительным объемом средств - 1 млрд дол. США.
В России на сегодняшний день созрели условия для проведения обменов «долги на проведение природоохранной деятельности». В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны: и Россия, и банки-кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, сказывается на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга.
Заключение
Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.