Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 04:17, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государст-венного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
2. УПРАВЛЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Продолжение таблицы 2
кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов |
39,0 |
36,3 |
42,7 |
43,3 |
22,2 |
0,6 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
2,7 |
2,2 |
1,9 |
облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши |
14,6 |
11,5 |
1,4 |
1,9 |
2 |
3,3 |
прочая задолженность |
1,2 |
1,7 |
10,4 |
8,2 |
8,2 |
3,7 |
Субъекты Российской Федерации |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1,6 |
1,2 |
1,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
12,0 |
9,7 |
7,8 |
8,2 |
11,0 |
3,9 |
кредиты |
11,8 |
9,5 |
7,5 |
7,5 |
10,2 |
3,0 |
наличная национальная валюта и депозиты |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
Банки (без участия в капитале) |
9,0 |
11,3 |
24,9 |
32,5 |
50,2 |
101,2 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
кредиты |
2,6 |
2,9 |
12,9 |
19,8 |
34,5 |
67,8 |
текущие счета и депозиты |
4,2 |
5,5 |
9,6 |
9,7 |
12,4 |
27,8 |
долговые ценные бумаги |
0,8 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,8 |
3,3 |
прочая задолженность |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,9 |
Прочие сектора (без участия в капитале) |
22,3 |
23,8 |
55,1 |
77,0 |
126 |
159,9 |
Всего |
160,5 |
149,0 |
185,7 |
215,1 |
258,5 |
309,7 |
По заключению Счетной палаты, абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте будет иметь тенденцию к росту и составит к концу 2008 года – 1132,4 млрд. рублей, или 3,2% ВВП, к концу 2009 года – 1164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8%), или 2,9% ВВП, к концу 2010 года – 1232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9%), или 2,8% ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика объемов и структуры государственного долга, 2002-2007 гг.
млрд. руб.
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Государственный долг, всего |
4430,2 |
4562,2 |
4190,2 |
3944,8 |
3076,8 |
2435,3 |
внутренний долг |
533,5 |
679,9 |
682,0 |
778,5 |
875,4 |
1064,8 |
внешний долг |
3896,7 |
3882,3 |
3508,2 |
3166,3 |
2201,4 |
1370,5 |
Внешний долг, в долл. США |
129,3 |
122,1 |
119,1 |
114,1 |
76,5 |
52,0 |
В % к ВВП, всего |
49,5 |
42,1 |
31,6 |
23,3 |
14,2 |
9,1 |
внутренний долг |
6,0 |
6,3 |
5,1 |
4,6 |
4,1 |
4,0 |
внешний долг |
43,5 |
35,8 |
26,5 |
18,7 |
10,1 |
5,1 |
В структуре внешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий. По заключению Счетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008–2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.
Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.
2. УПРАВЛЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика [9]. Управление государственным долгом заключается:
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.
Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Несмотря на то, что
управление госдолгом фактически направлено
на регулирование двух ключевых параметров,
характерных для любых финансов
Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.
На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.
Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ [4].
Информация о работе Государственный долг РФ. Проблемы и решения