Государственный долг РФ: структура и Управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации. Задачами курсовой работы являются: раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственный долг: понятие, сущность, виды………………………….6
2. Анализ состояния и динамика государственного долга…………………..11
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего
долга РФ………………………………………………………………………...11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного
долга РФ…………………………………………………………………………20
3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности……....25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

2.1 Анализ динамики  и структуры государственного внешнего долга РФ

 Размер государственного  долга в абсолютном выражении  не дает полного представления  о состоянии экономики и платежеспособности  страны. Для оценки способности  страны-дебитора выполнять обязательства  по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

 Вместе с тем  в структуре государственного  долга России при некотором  снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

 Показатель "государственный  долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

 Поскольку внешняя  задолженность фиксируется, погашается  и обслуживается в иностранной  валюте, то важным показателем  платежеспособности страны наряду  с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

 Валютная составляющая  государственного долга для бюджетной  системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация  национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого  долга и его обслуживания. В  2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

 Международные финансовые  организации часто пользуются  показателем "резервы/платежи  по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором  потенциальных проблем страны  с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

  Государственный внешний долг  Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

  • задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
  • задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
  • задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
  • коммерческая задолженность бывшего СССР;
  • задолженность перед международными финансовыми организациями;
  • задолженность по еврооблигационным займам;
  • задолженность по ОВГВЗ;
  • задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

 

 В общем объеме  долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных  государств, основной объем долга  составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.

 Задолженность перед  международными финансовыми организациями  на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  1. Международный валютный фонд (МВФ);
  2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

 Данные организации  относятся к специализированным  учреждениям ООН так называемой  Бреттон-Вудской группы. Они были  созданы в 1944 году. Россия вступила  в Международный валютный фонд  и Всемирный банк в 1992 году.

 По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

 Облигации внутреннего  государственного валютного займа  - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления  задолженности бывшего СССР по  средствам на счетах российских  юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.

 По состоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности  перед странами - бывшими членами  СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

 К обязательствам  Российской Федерации перед Парижским  клубом кредиторов относится  задолженность по кредитам, предоставленным  иностранными банками в рамках  межправительственных соглашений  под гарантии своих правительств  или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.

 Двойственное положение  России в Парижском клубе заключается  в том, что она выступает  здесь в качестве должника  одних стран и, одновременно, кредитора других.

 Задолженность по  кредитам иностранных коммерческих  банков и фирм включает в  себя обязательства перед Лондонским  клубом кредиторов, а также коммерческую  задолженность. В 2000 г. Российской  Федерации удалось договориться  с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

 Коммерческая задолженность  является наиболее сложной с  точки зрения урегулирования. Под  коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты:  коммерческие кредиты (контракты  с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

 Коммерческая задолженность  образовалась в 1989-1991 годах в  результате деятельности организаций  государственного сектора, выступавших  на международных рынках товаров  и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

 Общие принципы урегулирования  коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

 В соответствии с указанным  Заявлением Правительства Российской  Федерации, в коммерческую задолженность  бывшего СССР включаются:

  • контракты с рассрочкой платежа;
  • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты,   подтвержденные траттами и векселями;
  • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • инкассо;
  • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

К 1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл.

 Внешняя задолженность  - сумма финансовых обязательств  государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

 Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.

 В последние годы  наметилась тенденция к сокращению  внешнего долга Российской Федерации.  В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г.  снизился до 37,6 млрд. долл. (Прил. № 1).

Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

Отсутствие серьезной  программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных  причин разногласий по поводу использования  средств Стабилизационного фонда  и широкого разброса соответствующих предложений.

В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем  государственном долге России. К  сожалению, в России до сих пор  нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Следующая проблема относится  к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются  в государственном бюджете, для  чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

Информация о работе Государственный долг РФ: структура и Управление