2.1 Анализ динамики
и структуры государственного внешнего
долга РФ
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления
о состоянии экономики и платежеспособности
страны. Для оценки способности
страны-дебитора выполнять обязательства
по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного
долга мировая практика выработала долговые
показатели (коэффициенты). Одним из критериев
оценки долговой устойчивости является
анализ объема ресурсов, которыми располагает
страна должник, т. е. размер и темпы роста
ВВП в сопоставлении с государственным
долгом. Этот показатель позволяет оценить
уровень долговой нагрузки на экономику
страны и отражает ее потенциальные возможности
переориентировать национальное производство
на экспорт в целях получения иностранной
валюты и обеспечения способности погасить
внешний долг. Чем выше данный показатель,
тем большую долю доходов от реализации
произведенного продукта государство
вынуждено направлять не на внутреннее
развитие, а на выполнение долговых обязательств
перед внешними кредиторами. Если накопленный
долг превышает объем средств, который
в средне- и долгосрочной перспективе
страна-дебитор может направить на выполнение
долговых обязательств, возникает ситуация
"долгового навеса". Условной границей
начала такого опасного состояния внешнего
долга принято считать превышение объемом
долга 50% объема ВВП. Подобное положение
было характерно для экономики РФ с начала
1990-х гг. и вплоть до 2001 г.
Вместе с тем
в структуре государственного
долга России при некотором
снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних
и "новых" внешних долговых обязательств.
С экономической точки зрения это свидетельствует
о начале реализации стратегической концепции
в области государственного долга, суть
которой заключается в постепенном стирании
разделения долговых обязательств на
внешние и внутренние. Государственный
долг становится все более единым, и управление
финансовыми обязательствами государства
переходит к единому центру.
Показатель "государственный
долг/доходы" используется международными финансовыми организациями
для оценки долговой устойчивости суверенного
заемщика, т. е. такого состояния государственного
внешнего долга, при котором правительство
выполняет обязательства по его обслуживанию
в полном объеме без ущерба темпам экономического
и социального развития и необходимости
прибегать к списанию или реструктуризации
задолженности.
Поскольку внешняя
задолженность фиксируется, погашается
и обслуживается в иностранной
валюте, то важным показателем
платежеспособности страны наряду
с объемом и темпами роста ВВП является
экспорт товаров и услуг. Коэффициент
"внешний долг/экспорт" является
индикатором состояния долга, отражающим
имеющиеся возможности страны погасить
его накопленный объем. Чем более развит
экспортный сектор национальной экономики,
тем больше у дебитора возможностей выполнять
имеющиеся долговые обязательства перед
внешними кредиторами и, соответственно,
меньше значение данного показателя. На
основе этих критериев страны делятся
на три группы: с высоким, средним и низким
уровнем внешней задолженности. К первой
группе относятся страны, у которых первый
показатель выше 80% или превышает 220%. Для
второй группы эти показатели колеблются
в интервале соответственно между 80 и
48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом
задолженности - менее 48 и 132% соответственно.
Валютная составляющая
государственного долга для бюджетной
системы страны наиболее опасна,
так как продолжающаяся девальвация
национальной валюты неизбежно
ведет к удорожанию самого
долга и его обслуживания. В
2000 г. удельный вес государственного внешнего
долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял
соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели
по критериям Всемирного банка соответствовала
странам с высоким уровнем внешней задолженности.
За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла
к странам с низким уровнем государственного
внешнего долга.
Международные финансовые
организации часто пользуются
показателем "резервы/платежи
по внешнему долгу", являющимся,
по их мнению, важнейшим индикатором
потенциальных проблем страны
с ликвидностью - способностью правительства
и резидентов своевременно выполнять
обязательства по внешнему долгу, сохранять
достигнутый уровень кредитного рейтинга
и доступ на международные финансовые
рынки. Критическим значением является
уровень в 100%, отражающий равенство официальных
резервов и объема срочного в течение
года внешнего долга. Меньшие значения
показателя указывают на вероятность
того, что либо правительство, либо резиденты
страны прекратят обслуживать или погашать
срочный в текущем (отчетном) году долг
из-за нехватки доступной иностранной
валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г.
составили 138,9 млрд. долл., а платежи по
погашению и обслуживанию государственного
внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом,
"резервы/платежи по внешнему долгу"
равны 2,3%, что значительно ниже критического
уровня.
Государственный внешний долг
Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР,
принятые РФ) складывается из:
- задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
- задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
- задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
- коммерческая задолженность бывшего СССР;
- задолженность перед международными финансовыми организациями;
- задолженность по еврооблигационным займам;
- задолженность по ОВГВЗ;
- задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.
В общем объеме
долговых обязательств по кредитам,
полученным от правительств иностранных
государств, основной объем долга
составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации
- это ценные бумаги, эмитированные в валюте,
отличной от национальной денежной единицы
эмитента, имеющие средне- или долгосрочное
обращение на территории иностранных
государств, кроме страны эмитента. Данный
вид долговых обязательств в структуре
государственного внешнего долга Российской
Федерации составлял по состоянию на 1
апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.
Задолженность перед
международными финансовыми организациями
на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации
– это межгосударственные финансовые
институты, специализирующиеся на кредитовании
и других финансовых операциях в соответствии
с уставами, утверждениями странами –
членами. Внешняя задолженность Российской
Федерации в части международных финансовых
организаций включает в себя государственные
долговые обязательства перед следующими
организациями:
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации
относятся к специализированным
учреждениям ООН так называемой
Бреттон-Вудской группы. Они были
созданы в 1944 году. Россия вступила
в Международный валютный фонд
и Всемирный банк в 1992 году.
По состоянию на
1 апреля 2010 года задолженность перед странами
кредиторами - не членами Парижского клуба
кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США.
Постановлением Правительства "О порядке
продолжения работы по реструктуризации
внешней задолженности бывшего СССР"
Министерству финансов Российской Федерации
совместно с Внешэкономбанком было поручено
представить в Правительственную комиссию
по государственному внешнему долгу и
активам бывшего СССР информацию о состоянии
внешней задолженности бывшего СССР официальным
кредиторам, не представленным в Парижском
клубе кредиторов.
Облигации внутреннего
государственного валютного займа
- государственные ценные бумаги.
Выпущены с целью переоформления
задолженности бывшего СССР по
средствам на счетах российских
юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию
на 1 января 1992 года. Эмитентом является
Министерство финансов Российской Федерации.
Облигации номинированы в долларах США.
Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч
долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется
ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год,
3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ
на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн.
долл.
По состоянию на
1 апреля 2010 года объем задолженности
перед странами - бывшими членами
СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов
и погашения государственного внешнего
долга товарными поставками, при погашении
внешнего долга Российской Федерации
перед бывшим странам-членам СЭВ активно
использовались механизмы уступки прав
и расчетов с дисконтированием задолженности.
К обязательствам
Российской Федерации перед Парижским
клубом кредиторов относится
задолженность по кредитам, предоставленным
иностранными банками в рамках
межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств
или застрахованными правительственными страховыми
организациями. Парижский клуб кредиторов,
полноправным членом которого с сентября
1997 года является Россия, объединяет девятнадцать
стран - крупнейших мировых кредиторов
(число членов варьируется). По состоянию
на 1 апреля 2010 года задолженность перед
странами кредиторами - членами Парижского
клуба составляет 902,0 млн. долл.
Двойственное положение
России в Парижском клубе заключается
в том, что она выступает
здесь в качестве должника
одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженность по
кредитам иностранных коммерческих
банков и фирм включает в
себя обязательства перед Лондонским
клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. В 2000 г. Российской
Федерации удалось договориться
с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего
СССР. Это была успешная операция, которую
России не удалось осуществить с Парижским
клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому
клубу были переведены в еврооблигации,
и таким образом задолженность Лондонскому
клубу больше не выделяется в статистике.
Коммерческая задолженность
является наиболее сложной с
точки зрения урегулирования. Под
коммерческой задолженностью бывшего
СССР понимаются следующие инструменты:
коммерческие кредиты (контракты
с рассрочкой платежа, краткосрочные
и среднесрочные коммерческие кредиты,
подтвержденные траттами и векселями,
тратты и векселя с платежом по предъявлении),
аккредитивы (отзывные и безотзывные,
включая аккредитивы с рассрочкой платежа)
и инкассо. В 1991 году негарантированная
коммерческая задолженность СССР составляла
более 6 млрд. долл.
Коммерческая задолженность
образовалась в 1989-1991 годах в
результате деятельности организаций
государственного сектора, выступавших
на международных рынках товаров
и услуг по поручениям Правительства
Российской Федерации, союзных министерств
и ведомств, а также в результате операций
различных организаций, получивших к тому
времени право осуществления внешнеторговой
деятельности.
Общие принципы урегулирования
коммерческой задолженности были
определены постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 сентября 1994
года №1107, на основании которого 1 октября
1994 года было распространено Заявление
Правительства Российской Федерации "О
переоформлении коммерческой задолженности
бывшего СССР перед иностранными кредиторами".
В соответствии с указанным
Заявлением Правительства Российской
Федерации, в коммерческую задолженность
бывшего СССР включаются:
- контракты с рассрочкой платежа;
- краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
- тратты и векселя с платежом по предъявлении;
- отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
- инкассо;
- другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.
К 1 апрелю 2010 года коммерческая
задолженность бывшего СССР составлял
813,2 млн. долл.
Внешняя задолженность
- сумма финансовых обязательств
государства по иностранным займам,
кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности
другим государствам, иностранным банкам
и международным валютно-финансовым учреждениям.
Задолженность по гарантиям
Российской Федерации в иностранной
валюте на 1 апреля 2010 года составляет
841,0 млн. долл.
В последние годы
наметилась тенденция к сокращению
внешнего долга Российской Федерации.
В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл.,
а по состоянию на 1 января 2010 г.
снизился до 37,6 млрд. долл. (Прил. № 1).
Для погашения внешнего
государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан
в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствие серьезной
программы долгосрочного развития
экономики стало одной из главных
причин разногласий по поводу использования
средств Стабилизационного фонда
и широкого разброса соответствующих предложений.
В Государственной Думе
неоднократно ставится вопрос о внешнем
государственном долге России. К
сожалению, в России до сих пор
нет концепции погашения внешнего
долга страны. Если во всех программах
правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических
отношений, то без этого нельзя решить
проблемы внешнего долга. Проблемы внешней
задолженности государства тесно взаимосвязаны
с денежно-кредитной, валютной, финансовой
политикой, с платежным балансом, расчетным
балансом, развитием экономики, наконец,
с процессами, происходящими на внутренних
и мировых рынках ссудного капитала.
Следующая проблема относится
к источникам погашения внешнего
долга. Обычно они предусматриваются
в государственном бюджете, для
чего отводится специальная статья. Однако, как
уже упоминалось, в последнее время не
только бюджет характерен профицитом
с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный
фонд в 2004 г., главная функция которого
— погашение внешней задолженности. В
настоящее время правительство делает
упор на средства из дополнительных источников,
а именно — на средства Стабилизационного
фонда. При погашении внешнего государственного
долга необходимо соблюдать сроки платежей,
хотя поступление дополнительных доходов
может и запаздывать. Поэтому дополнительные
доходы не гарантируют погашение внешнего
долга в установленный срок, хотя это и
важный источник. К тому же у государства
есть и другие серьезные потребности:
повышение жизненного уровня населения,
укрепление безопасности страны в условиях
обострения международного положения.
Правительство рассчитывает использовать
значительную часть дополнительных поступлений
для погашения внешней задолженности.