Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации. Задачами курсовой работы являются: раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственный долг: понятие, сущность, виды………………………….6
2. Анализ состояния и динамика государственного долга…………………..11
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего
долга РФ………………………………………………………………………...11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного
долга РФ…………………………………………………………………………20
3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности……....25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………. 32
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Внутренний долг
государственный – финансовые
обязательства государства,
В РФ включает
в себя долговые обязательства
Правительства РФ, выраженные в
валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами, если иное
не установлено
Структура
современного внутреннего
Государственные
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.
Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.
Срок обращения
ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет.
Размещались эти бумаги в 1995-
Облигаций федерального
займа с постоянным купонным
доходом являются именными
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Объем внутреннего
государственного долга
В структуре внутреннего
долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля
занимали ОФЗ-АД в сумме 882,
Минфин РФ привлек
в январе-марте 2009г. на
Так, в январе-марте
2009г. было произведено размещ
Эволюция рынка
государственных ценных бумаг
вполне логично разбивается на
этапы, которые отражают его
интенсивное развитие, появление
ресурсных ограничений,
Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
На рынке государственных
ценных бумаг за последние
годы произошли позитивные
снижен уровень доходности по государственным облигациям;
стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
значительно увеличились
ликвидность рынка и
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г. (Приложение № 2).
Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.
Одним из негативных
последствий внутренних
3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности
Вплоть до осени
2008 г. проблема дефицитного финанс
Как следствие,
претерпела корректировку и
На протяжении последних
нескольких лет на фоне
В связи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета в 2009 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако, в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов станет особенно затруднительным. Что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в текущем году, но и в течение нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 г. и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего года планируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько лет.
Таким образом,
уже в 2010 г. заимствования как
один из источников
1. Во многих странах
мира существует
2. Актуальность и
Информация о работе Государственный долг РФ: структура и Управление