Государственный долг: структура и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства связана с его дополнительными расходами. Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу.

Содержание работы

Введение 3
1.Государственный долг: содержание и основные формы 5
1.1.Сущность и понятие 5
1.2.Структура государственного долга 7
2.История государственного долга Российской Федерации 9
3.Управление государственным долгом, современные задачи 13
3.1.Управдение государственным долгом 13
3.2.Принципы управления государственным долгом 17
3.3.Основные задачи по управлению государственным долгом 18
3.4.Проблемы и экономические последствия 19
4.Современная ситуация Российской Федерации на рынке государственного долга 23
4.1.Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 23
4.2.Анализ динамики и структуры государственного внутреннего
долга РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

1.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Коммерческая задолженность  образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

   Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

В соответствии с указанным  Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включается:

1. контракты с рассрочкой  платежа;

 

26

2. краткосрочные или  среднесрочные коммерческие кредиты,  подтвержденные траттами и векселями;

3. тратты и векселя  с платежом по предъявлении;

4. отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;

5. инкассо;

6. другие коммерческие  обязательства, которые могут  быть отнесены к урегулированию  по решению Правительства Российской  Федерации.

   К 1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл. (табл.1).

   Внешняя задолженность  – сумма финансовых обязательств  государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя  задолженность складывается из  задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл. (табл.1).

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис.1).

   Для погашения  внешнего государственного долга,  и прежде всего Парижскому  клубу, был создан в 2004 году  Стабилизационный фонд. Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

   В Государственной  Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

   Следующая проблема  относится к источникам погашения  внешнего долга. Обычно они  предусматриваются в государственном  бюджете, для чего отводится  специальная статья. Однако, как  уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого —   погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в

 

27

установленный срок, хотя это и важный источник.

К тому же у государства  есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности

В целом можно выделить положительные моменты в вопросе  внешнего долга:

1. снижается общий  объем;

2. повышается доля  рыночных инструментов (ОВГВЗ);

3. снижается долговая  нагрузка на экономику;

4. из-за благоприятной  внешней конъюнктуры тенденция  уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.[11]

 

4.2. Анализ динамики  и структура внутреннего государственного  долга РФ

 

   Внутренний государственный  долг – финансовые обязательства  государства, возникающие в связи  с привлечением для выполнения  государственных программ и заказов  средств негосударственных организаций  и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Структура современного внутреннего долга РФ:

  1. Государственные  сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);
  2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Купонные облигации  могут выпускаться с фиксированной  процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

   Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных

облигаций.

28

Срок обращения ОФЗ  устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались  эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости.

   Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые  выпущены в мае 2002г. Главная особенность  ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной  стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

   Объем внутреннего  государственного долга Российской  Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах, снизился по  сравнению с показателем на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г.                           1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

В структуре внутреннего  долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля занимали:

ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб.

ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб.

ОФЗ-ФК составляли в структуре  долга 1,27% - 17,828 млрд. руб.

ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб.

ГСО-ППС – 2,53% или 35,415 млрд. руб.

   Минфин РФ привлек  в январе-марте 2009г. на внутреннем  рынке государственных облигаций  1 млрд. 818,2 руб. При этом объем  погашения основного долга составил 25 млрд. 939 млн. руб. (по номиналу - 26 млрд. руб.). Чистое привлечение (привлечение минус погашение долга) составило отрицательную величину - минус 24 млрд. 120,8 млн. руб. Расходы на обслуживание госдолга составили 28 млрд. 303,4 млн. руб. Таким образом, чистое поступление средств в федеральный бюджет в I квартале 2009г. от операций с рублевыми госбумагами составило отрицательную величину - минус 52 млрд. 424,2 млн. руб.

   Так, в январе-марте  2009г. было произведено размещение  только облигаций с постоянным  купонным доходом, в результате  чего привлечено 1 млрд. 818,2 млн.руб.  Погашение основного долга производилось  по государственным 

Сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного

 

29

дохода на сумму 9 млрд. 946,2 млн. руб. и по облигациям федерального займа с фиксированным купоном на сумму 15 млрд. 992,8 млн. руб. Расходы на обслуживание долга в январе-марте 2009г. по ОФЗ-ПД составили 4 млрд. 418,1 млн. руб., ОФЗ-АД - 20 млрд. 135,3 млн. руб., ГСО-ФПС - 3 млрд. 179 млн. руб., ГСО-ППС – 324,4 млн. руб.

   Эволюция рынка  государственных ценных бумаг  вполне логично разбивается на  этапы, которые отражают его  интенсивное развитие, появление  ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.

Этап 1 связан с переходом  российских денежных властей от прямого  финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

   На рынке государственных  ценных бумаг за последние  годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

1.снижен уровень доходности по государственным облигациям;

2.стратегия формирования  портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных  финансовых инструментов, была положительно  воспринята инвесторами;

3.значительно увеличились  ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

   Основное увеличение  внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных  бумаг, выпускаемых для покрытия  дефицита бюджета. Тогда же  задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003г. (рис.2)

   Существует ряд  мнений специалистов, что экспансия  внутреннего долгового финансирования  имеет многочисленные отрицательные  последствия для экономики страны.

Одним из негативных последствий  внутренних государственных заимствований

 

30

является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный  и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Заключение

   Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.                                                  Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.                                                                                              Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.                                                                                                                                                        В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив. Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 6-7% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году.

Информация о работе Государственный долг: структура и управление