Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:38, контрольная работа
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.
1. Введение 3
2. Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике 4
3. Основные проблемы экономической организации общества 13
4.Заключение 20
5.Список используемой литературы 21
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная
конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.
Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды).
Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.
Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.
Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным
использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им
противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений.
Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.
3. Основные проблемы экономической организации общества.
Во все времена своего существования люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуя хозяйственную общность, представляющую упорядоченную каким-либо образом систему связей между производителями и потребителями благ. Это означает, что в хозяйственной деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляемые в разнообразных формах, всегда оказываются организованными. Однако всякий раз этим процессам предшествует принятие решений по основным проблемам экономической организации общества: что, как и для кого производить. Что производить – это принятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие сроки должны быть произведены. Как производить – это принятие решения о том, какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии для производства благ. Кто будет потреблять, т.е. для кого производить – проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, кому достанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления или использования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:
– уравнительное распределение;
– по количеству и качеству труда;
– по физической силе или по интеллекту;
– по социальному статусу и т.д.
Какой из них выбрать? Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределения произведенных благ на результативность производства, эффективность использования ограниченных ресурсов. В учебном курсе эти проблемы предоставлены в виде триады основных вопросов экономики: «что», «как», «кто».
В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность
производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.
Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном
использовании ресурсов общества.
Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.
Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).
Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П.Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – автомат калашникова и зерно. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. табл. 1).
Таблица 1
Название
Возможности |
Автомат калашникова, тыс. шт. |
зерно, млн. кг |
A |
15 |
0 |
B |
14 |
1 |
C |
12 |
2 |
D |
9 |
3 |
E |
5 |
4 |
F |
0 |
5 |
На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (см. Рис. 1).
Рис. 1. График производственных возможностей
Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике (A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.
В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, X ), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов. Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше кривой (например, Y), невозможно, т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.
На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале.
Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных
открытий и изобретений.
По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).
В нашем примере, чтобы увеличить производство зерна от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. автоматов (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. вот эта 1 тыс. автоматов – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).
Для увеличения производства зерна еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. автоматов (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства зерна (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. Автоматов (5 тыс. – 0 тыс.).
Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов зерна обществу придется платить все большую «цену» в виде непроизведенных автоматов.
Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства зерна к производству автоматов. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма зерна будет выражаться во все меньшем приросте производства автоматов.