Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике. Основные проблемы экономической организации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике 4
3. Основные проблемы экономической организации общества 13
4.Заключение 20
5.Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

mikroekonomika_moya_gotovaya_rabota.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО  –  ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

Филиал АНОО  ВПО  «ВЭПИ» в г. Липецк

 

Факультет экономический

Кафедра общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

 

по дисциплине: «Микроэкономика»

 

на тему: «Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике. Основные проблемы экономической организации общества»

 

 

 

                                                                                Дата защиты: 06.12.14

 

Оценка: __________________

 

Выполнила:                                                         студентка __1__ курса

группы  __БЭ-141__

Козырькова Елена Викторовна

 

Научный руководитель

                                              к.э.н., доцент

Бизин С.В. 

__________________________      

(подпись)

 

 

 

 

Липецк 2014 

Содержание

1. Введение                                                                                                                                3

2. Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике                                                                                         4

3. Основные проблемы экономической организации общества                        13

4.Заключение                                                                                                          20

5.Список используемой литературы                                                                    21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается история экономических учений.

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

В своей контрольной я хотела бы подробнее рассмотреть характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике и основные проблемы экономической организации общества .

 

 

 

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕР КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ  ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ  В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 Понятие «рынок» и «рыночная  экономика» - взаимосвязаны, но не  тождественны. Рынок возникает и  развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики.

Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка. В современной экономической литературе понятия «рынок» и «рыночная экономика» употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок. Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории.

Рынок –  это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются  товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок – это:

  1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
  2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
  3. базовый элемент хозяйственного механизма;
  4. регулятор функционирования рыночной экономики.

 

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ.

Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками.  Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

Предпосылками возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. частная собственность на средства  и продукты производства.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

  1. частная собственность;
  2. конкуренция;
  3. ограниченная роль государства;
  4. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
  5. свободный доступ к рыночной информации;
  6. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
  7. наличие твердой, авторитетной валюты;
  8. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
  2. рынок монопольной конкуренции (один продавец);
  3. рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
  4. рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
  5. рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
  6. рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
  7. рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
  8. рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много

покупателей).

Развитой рынок предполагает развитую рыночную

инфраструктуру, основными элементами которой являются:

  1. банковская система;
  2. страховая система;
  3. информационная система.

 Роль рынка неоднозначна и противоречива.

      Позитивные стороны:

  1. способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
  2. способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
  3. содействует свободному экономическому выбору;
  4. развивает инициативу и предприимчивость;
  5. повышает эффективность хозяйственной деятельности;

Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей.

      Рынок имеет следующие  отрицательные стороны:

  1. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
  2. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
  3. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;
  4. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
  5. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;

Основные элементы рынка.

Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
  3. рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
    • коммерческие банки;
    • страховые компании;
    • магазины и все виды других торговых предприятий;
    • ярмарки, аукционы;

 

Структура рынка.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

  1. тесная связь между ее элементами;
  2. определенная устойчивость этих связей;
  3. целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:

По объектам:

  1. рынок ценных бумаг, валюты;
  2. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  3. рынок информации.

По субъектам:

  1. рынок покупателей;
  2. рынок продавцов;
  3. рынок государственных учреждений.

 

Место и роль конкуренции в рыночной системе.

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

  1. выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  2. сводит конкретный труд к общественно необходимому;
  3. содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли  в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

  1. креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  2. приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  3. обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

Информация о работе Характер конкуренции на рынках важнейших товаров и услуг в современной экономике. Основные проблемы экономической организации общества