Хозяйствующие субъекты и схема рыночной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложный хозяйственный организм, который состоит из большого количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, в рамках которых взаимодействуют хозяйствующие субъекты. Среди основных участников экономического процесса принято выделять 3 типа хозяйствующих субъектов:
1) домашнее хозяйство;
2) предприятие (фирма);
3) государство.

Содержание работы

1 Хозяйствующие субъекты 3
1.1 Домашнее хозяйство 5
1.2 Предприятие (фирма) 8
1.3 Государство 12
2 Схема рыночной активности 14
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Экономика КР.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

- ориентация на коммерческие  результаты, получение максимально  возможной прибыли.

Вторичные признаки предпринимательства: инициативность, новаторство, риск, деловитость и гибкость.

Объектами предпринимательства выступают предприятия, доходное дело, хозяйственная единица, в которой планомерно комбинируются факторы производства за счет производства и реализации изделий и услуг обеспечивается достижение целей хозяйственной единицы и ее собственника.

Субъектами предпринимательства выступают: 

- предприниматель как хозяйствующий  субъект;

- собственник капитала, собственники  других факторов производства;

 технократия, специализирующаяся на выполнении функций управления производством;

- производственная ассоциация;

- вкладчики капитала или акционеры;

- поставщики и покупатели продукции;

- профсоюз, государство и общественность.

Переходя к формам предпринимательства, следует указать, что по способам осуществления различают два его типа. Первый основан на концепции сбыта, суть которой — увеличение максимальной прибыли за счет всемерного стимулирования сбыта продукции или услуг. Одна из важнейших форм этого типа – арбитраж. Арбитраж – это вид коммерческой деятельности, направленной на извлечение прибыли за счет разницы в ценах на приобретаемые товары на одном рынке и их продажи на другом рынке. Второй тип предпринимательства основан на концепции маркетинга. Его основная цель — производство и реализация товара с расчетом на конкретного потребителя, с ориентацией хозяйственной деятельности на выявление спроса конкретного потребителя. Здесь главное — не извлечение сразу же прибыли, как при концепции сбыта, а стабилизация положения на рынке, расширение количества потребителей своей продукции, создание условий извлечения прибыли на длительный срок.

По формам собственности различают следующие основные организационно-правовые формы предпринимательства:

- единоличное владение (к преимуществам  данного вида относятся: отсутствие проблем с дележом дохода, проще система налогообложения, возможны налоговые льготы; к недостаткам – ограниченность финансовых ресурсов, трудности с получением банковского кредита, ограниченность специальных знаний в области финансов, маркетинга и т.п.);

- партнерство (ООО, закрытые и открытые  АО);

- корпорация.

 

1.3 Государство

 

Государство представляет собой все правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения, а в случае необходимости и контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Государство играет большую роль в хозяйственной жизни страны. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому важно сказать, что государство есть экономический субъект, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Государство покупает товары и услуги, взимает налоги, оказывает финансовую помощь фирмам и домашним хозяйствам. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть над хозяйственными субъектами для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это, например, доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий. Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства: будучи государственным служащим – представлять государство, владея акцией – представлять бизнес, и, расходуя свой доход на товары и услуги, – являться  членом домашнего хозяйства.

Государство ориентировано на реализацию интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

 

2 Схема рыночной активности

 

Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических субъектов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат, прежде всего, три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.

К данному механизму обмена относятся следующие формы:

- форма обмена, имеющая властно-принудительный  характер, т.е. согласно условиям  командной экономики должна осуществляется  поставка продукции, выпущенной  в отрасли промышленности;

- форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;

- форма обмена, осуществляющаяся  на товарных рынках, т.е. продажа  и приобретение продуктов на  рынке в определенной местности.

Каждому отдельному обменному механизму присущ определенный координирующий способ в хозяйственных процессах, представленный в виде планового, традиционного и рыночного способов.

Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну из трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют:

- рыночные продукты;

- нерыночные продукты.

Товары, производящие и распределяющиеся между экономическими субъектами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида.

Блага, осуществление продаж которых невозможно, что объясняется отсутствием для них специальных рынков торговли, а также продукты, цель реализации которых не достигает эффективного уровня за пределами зоны ограничений, т.к. их количество или весовая категория связаны с дорогой транспортировкой и продажей за пределами данной зоны, принято называть нерыночными продуктами, или благами.

Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно установленного взаимного и социального обмена, а также механизма обмена властно-принудительного характера. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических субъектов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными субъектами.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие – землей, третьи – рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Современная экономика основана на разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве некоего товара, продаёт его на рынке, получает за это деньги и на них покупает все необходимые ресурсы для производства.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в товары и услуги, продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство - еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Рис. 1 - Упрощенная схема взаимодействия субъектов рыночных отношений (1 - Затраты; 2 - Денежный доход (заработная плата, рента, проценты, прибыли); 3 - Потребительские расходы; 4 - Поступления; 5 - Ресурсы; 6 - Труд, земля, капитал, потребительская способность; 7 - Товары и услуги; 8 - Товары и услуги)

Рынок ресурсов - место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Согласно упрощенной схеме взаимодействия субъектов рыночных отношений (рис. 1) домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов - место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

 

 

В более полной схеме кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Полная схема взаимодействия субъектов рыночных отношений

(1 - Затраты; 2 - Денежный доход (заработная плата, рента, проценты, прибыли); 3 - Потребительские расходы; 4 - Поступления; 5 - Ресурсы; 6 - Труд, земля, капитал, потребительская способность; 7 - Товары и услуги; 8 - Товары и услуги; 9 – Расходы; 10 – Ресурсы; 11 – Товары и услуги; 12 – Потребительские расходы; 13 – Товары и услуги; 14 – Налоги; 15 – Товары и услуги; 16 - Доход)

 

Вывод: домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов товары и услуги. Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на прибыль. Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов, конечной продукции и услуг и денежный поток в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являются одновременными и повторяющимися.

При рассмотрении деятельности данных субъектов предполагается, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность - это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания 1

 

Задача 1                                       

В отрасли функционирует 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 2$, 6 единиц - 3$, 7 единиц - 5$. Если рыночная цена единицы продукта равна $3, то каким будет отраслевой выпуск в месяц?

Решение:

Q - объем производства

P - цена одной ед.

MC - предельные издержки

MR = ∆TR/∆Q - предельный доход

TR = P x Q - общий доход

Если цена продукта равна 3 $, то исходя из условия краткосрочного равновесия, предприятие должно выбрать объем выпуска, соответствующий равенству MC = MR = P = 3$.

Q

P

MC

MR

TR

5

3

2

-

15

6

3

3

3

18

7

3

5

3

21

Информация о работе Хозяйствующие субъекты и схема рыночной активности