Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров. Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос

Содержание работы

Введение ………………………….………………………………………………………...2-3

Глава 1: Общие понятия эластичности (коэффициенты, виды, формы) и понятия спроса. Законы спроса…………………………………………...4-10
1.1: Перекрестная эластичность спроса…………………………….…..…...11
1.2:Эластичность спроса по доходу………………………………….……12-15
1.3: Практическое применение теории эластичности…………….…....15-17

Глава 2: Индивидуальный и рыночный спрос........................................17-21
2.1: Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности…..……..21-24
2.2: Примеры эластичности спроса………………………………..……..24-28

Заключение…………………………………………………….…………..……29
Список использованных источников…………………………………….….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 196.31 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение ………………………….………………………………………………………...2-3

 

Глава 1: Общие понятия эластичности  (коэффициенты, виды, формы) и понятия спроса.  Законы спроса…………………………………………...4-10

1.1: Перекрестная эластичность спроса…………………………….…..…...11

1.2:Эластичность спроса  по доходу………………………………….……12-15

1.3: Практическое применение  теории эластичности…………….…....15-17

 

Глава 2: Индивидуальный и рыночный спрос........................................17-21

2.1: Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности…..……..21-24

2.2: Примеры эластичности спроса………………………………..……..24-28

 

Заключение…………………………………………………….…………..……29

Список использованных источников…………………………………….….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный  или национальный характер. Некоторые  отличаются личным контактом между  предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —  на них покупатель и продавец никогда  не видят или вовсе не знают друг друга. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

У экономики есть очень  действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в  экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта  теория показывает, как потребительские  предпочтения определяют потребительский  спрос на товары, в то время как  затраты предприятий являются основой предложения товаров. Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос. Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке: Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении

2

необходимости изменения  объемов производства. Изменение  цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге  предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен  продукт. Во-вторых, это спрос и  предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Чтобы иметь возможность  приобрести дефицитный товар, каждый из них  старается предложить по возможности  более высокую цену, чем это  могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует  увеличение предложения данного  товара. Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется  множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

 

3

Глава 1: Общие понятия эластичности (коэффициенты, виды, формы) и понятия  спроса.  Законы спроса.
Эластичность  – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной  экономической переменной реагировать  на изменение другой может быть проиллюстрирована  различными методами исходя из выбранных  единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную  меру эластичности можно выразить посредством  коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:
• эластичность спроса по цене;
• эластичность спроса по доходу;
• эластичность предложения по цене;
• перекрестная эластичность спроса по цене;
• точечная эластичность спроса;
• дуговая эластичность спроса;
• эластичность соотношения цен и заработной платы;
• эластичность технического замещения;
• эластичность прямой линии.
4
Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
• эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 4 %;
• неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1 % приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %;
• единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения цены количество спроса изменяется на 1 %;
• совершенно эластичный спрос (ED = ∞ ). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
• совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.
Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют  разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют  низкую эластичность спроса по цене. А  предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью  по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов. Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).
На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.
Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
5
Основные формы  перекрестной эластичности спроса:
• положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
• отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
• нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.
Основные формы  эластичности спроса по доходу:
• положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
• отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характерна для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
• нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.
Основные формы  использования эластичности в микроэкономическом анализе:
• анализ поведения потребителя;
• определение ценовой политики фирмы;
• определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
• выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
• разработка структуры налогообложения;
• прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

 

 

 

6

ХИКС Джон Ричард (1904–1983), британский экономист, внес существенный вклад в теорию экономического равновесия, теорию денег, теорию благосостояния. Лауреат Нобелевской премии по экономике  1972 г. «за новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». Математическое и экономическое образование получил в Оксфордском университете. Хикс ввел в экономический анализ «коэффициент взаимозаменяемости» (или «эластичность субституции») – показатель, определяющий относительную легкость замещения одного фактора производства другим. Идею о субъективной природе стоимости и потребностей отстаивал в работе «Стоимость и капитал» (1939).
САМУЭЛЬСОН Пол  Антони (р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике  1970 г. «за научную работу, внесшую вклад в развитие статической и динамической теории и в повышение общего уровня анализа в экономической науке». Его учебник «Экономикс: введение в анализ» является наиболее популярным в мире по экономической теории. После первого издания (1948) книга была переведена более чем на 20 иностранных языков (на русский впервые переведена в 1964 г.).

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

СПРОС – отношение  между ценой блага и его  количеством, которое покупатели хотят  и в состоянии купить.

В экономическом смысле в  основе спроса лежит не просто потребность  или нужда в том или ином благе, а готовность и способность  платить за него. Общий спрос покупателей  на благо находит свое отражение  на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цена блага;

• цены других благ;

• доходы покупателей;

7

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага  и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что  количество товара, на которое предъявляется  спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового  соотношения между снижением  цены и повышением спроса. Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно  пропорциональную зависимость между  ценой и количеством блага, которое  покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Рис. 1. Кривая спроса на яблоки

 

8

С повышением цены объем  спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Информация о работе Индивидуальный и рыночный спрос