Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Таким образом, из изложенного  выше видно, что инфляция - это сложный  многопрофильный процесс, наносящий  серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее  время в той или иной степени  охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения  (идеальный случай)  требует больших сил и материальных затрат.

Инфляция как таковая - это денежный феномен, означающий снижение покупательной способности  денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанный с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получивших название «инфляцией спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в рыночную  экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 2000. – 447с.

2. Видяпин В.И., Журавлева  Г.П. Общая экономическая теория./М.: 2001.

3. Гиперинфляция, которую  мы заслужили / Эпиграф. - 2003.

4. Голиченко О.Н. Деньги, инфляция, производство: моделирование  в условия несовершенной конкуренции./  М.: 2003.  

5. Давыдов А.Ю. Инфляция  в экономике: Мировой опыт и  наши проблемы. / М.: 2001.

6. Жуков Г.Ф. Общая  теория денег и кредита./М: 2004.

7. Журнал «Вопросы  статистики» / Никулина Н.В. –  М.: Федеральная служба государственной  статистики., 2006, №5 – 96 с.

8. Журнал «Вопросы  экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы  экономики», Институт экономики  РАН., 2005, №9 – 160 с.

9. Журнал «Вопросы экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы экономики», Институт экономики РАН., 2006, №1 – 160 с.

10. Журнал «Вопросы  экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы  экономики», Институт экономики  РАН., 2007, №10 – 160 с.

11. Журнал «Вопросы  экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы экономики», Институт экономики РАН., 2008, №3 – 160 с.

12. Журнал «Вопросы  экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы  экономики», Институт экономики  РАН., 2009, №2 – 160 с.

13. Журнал «Вопросы  экономики» / Абалкин Л.И.- М.: «Вопросы экономики», Институт экономики РАН., 2009, №1 – 160 с.

14. Журнал «Финансы, денежное обращение и кредит» / под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Инфра-М, 2001

15. Журнал «Финансы  и кредит» / Горохова В.А. –  М.: ООО ИЦ «Финансы и Кредит», 2007, №6 – 80 с.

16. Журнал «Экономист»  / Игнатовский П.А. – М.: ООО  «ИД «Медиа-Пресса», 2006, №6 – 96 с.

17. Ивантер А. Инвестиционный  бум. / Эксперт.- 2005., 77 с.

18. Костин Л. Занятость,  заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. – 2004., 136 с.

19. Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В./Киров: 2001

20. Лившиц А.Я., Никулина  И.Н. Введение в рыночную экономику./М: 2003.

21. Лушин С. Проблема  инфляции. / Экономист. – 2005, 96 с. 

22. Перушицын С.С. Особенности  современной российской инфляции и её влияние на внешнеторговые цены. / Внешнеэкономический Бюллетень. – 2004, 154с.

23. Рябикин В.И. , Семёнов  В.П. Инфляция: Оценка причин и  следствий. / Финансы. – 2003, 165с. 

24. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Основы экономической теории. / М.: Экономика, 2002. – 462с.

25. Самуэльсон П.А. Экономика. /М: 2004.

26. Современная экономика.  Общедоступный учебный курс./ «Феникс»: 2005 – 608с.

27. Соколинский В.М.  Экономическая теория:учебное пособие./ М.: КНОРУС, 2006.-464 с.

28. Теория переходной  экономики / под ред. Герасименко В.В. - М.:2004

29. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб.пособие. / М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. –  544с. 

30. Чекурин М.Н., Киселева  Е.А. Курс экономической теории./ Киров, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Методологические  пояснения

 

Наблюдение за уровнем  цен (тарифов) на товары и услуги во всех секторах экономики осуществляется на основе выборочной совокупности базовых  организаций по набору товаров (услуг) – представителей.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он соизмеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации и ее субъектах.

ИПЦ используется при  пересчете ряда показателей системы  национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:

данных об изменении  цен, полученных в результате регистрации  цен и тарифов на потребительском  рынке;

данных о структуре  фактических потребительских расходов домашних хозяйств за предыдущий год.

Наблюдение за ценами и тарифами осуществляется в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения субъектов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы  услуг, а также на вещевых, смешанных  и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для  всех субъектов Российской Федерации  выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и  услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги, отобранные с учетом их относительной  важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Исходной информацией  для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары и услуги с конкретными потребительскими свойствами. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той

 

Продолжение приложения

 

же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары (услуги) и товарные группы в целом по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации. В качестве весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения России.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги в целом по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских  расходах населения определяются сводные  индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации в целом.

Индекс цен  производителей промышленных товаров рассчитывается на основании регистрации цен на товары-представители более чем в 7 тыс. базовых организаций. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 800 товарам-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены указанных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без косвенных товарных налогов – налога на добавленную стоимость, акциза и т.п.).

Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно  агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.

Индекс цен  производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость, дотаций.

Индекс цен  приобретения промышленной продукции  и услуг характеризует изменение цен на приобретенную сельскохозяйственными организациями промышленную продукцию и оказанные им услуги агрохимической службы.

Окончание приложения

 

Наблюдение осуществляется по выборочному кругу сельскохозяйствен- ных организаций. Регистрации подлежат цены на продукцию, приобретенную в течение отчетного года, новую, бывшую в употреблении, полученную по бартерным операциям. Цены регистрируются с учетом налога на добавленную стоимость, транспортных, сбытовых, посреднических и других расходов.

Получаемая информация служит также для отслеживания соотношения  между ценами, по которым сельскохозяйственные производители продают свою продукцию, и ценами, по которым они приобретают промышленную продукцию и услуги. В качестве весов для исчисления индекса цен приобретения используется информация об объемах приобретенной промышленной продукции и услуг в базисном периоде.

Индекс цен  производителей в строительстве (строительно-монтаж- ные работы) исчисляется на основе данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях на всей территории России, а также на базе технологических моделей, разработанных по видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.

Индексы тарифов  на грузовые перевозки характеризуют изменение за текущий период тарифов на грузоперевозки без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по размеру отправки груза, скорости доставки, расстояния перевозки и др.

Сводный индекс тарифов  на грузовые перевозки рассчитывается из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорожным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным). По каждому виду транспорта регистрируются тарифы на услуги-представители. За услугу - представитель принимается перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксированное расстояние. Регистрация тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций. В качестве весов используются доходы соответствующего вида транспорта от перевозок грузов за базисный период.

 

 


Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика