Инфляция, ее виды. механизм развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Деньги - один из феноменов экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Возможна комбинация обоих типов инфляции, т.е. сочетание дефицита государственного бюджета и товарного дефицита с быстрым ростом цен и снижением реальных доходов населения.

Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: сильно-экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация процесса инфляции по степени его интенсивности, темп нарастания инфляции меняет ее характер; границы между различными видами инфляции достаточно условны и подвижны:

·нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;

·умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают до 10% в год; такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соответствующей нормальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непредвиденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами;

·галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития;

·гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодие или более; за год цены повышаются не менее, чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причем даже наиболее обеспеченных слоев. Социально-экономические издержки требуют принятие мер для обуздания самой инфляции.

 

Таблица.1Уровни инфляции

Изменение цен за год в % до

Индекс инфляции за год (разы)

Название уровня инфляции

1

1.01

низкая

10

1.1

ползучая

100

2

галопирующая

1 000

11

гиперинфляция

10 000 и более

101

суперинфляция


 

Сточки зрения макроэкономического анализа инфляция подразделяется на группы.

Нарастающая инфляция является однозначно негативным процессом по следующим причинам:

¨инфляция тревожит деловой мир затрудняет прогнозные оценки;

¨неравномерность инфляционного роста цен, доходов, иных платежей создают условия для дополнительной хозяйственной неустойчивости, склонность к структурным потрясениям;

¨обычным делом в условиях сильной инфляции становится социальная нестабильность, потеря доверия правительству, возможные политические кризисы.

С позиции темпа роста цен, т.е. с точки зрения количественного критерия, вышеприведенная классификация может быть дополнена другим критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. При этом инфляция может быть:

·сбалансированной – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результат ее среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами. Бизнесмены при этой инфляции периодически повышают цены: если, например, сырье подорожало в 2 раза, то соответственно во столько же раз увеличивается цена конечной продукции. Потери при этом ощущают только те производители сложной продукции, которая основана на кооперационных связях, - они стоят последними в цепочке повышения цен. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья конечной продукции, отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации;

·несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит в себе большую опасность по следующим причинам:

·отсутствие прогноза на будущее снижает уверенность в том, что товарные группы – лидеры роста цен, останутся лидерами и завтра, и через год;

·невозможность рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования; промышленность развиваться в таких условиях не может;

·преимущество отдается стихийным, несбалансированным скачкам относительных цен как в отраслевом, так и территориальном аспектом.

В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на 2 группы: ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства.

Фактор ожидаемости позволяет предугадать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов имея прогноз роста цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно адаптироваться к спрогнозированному скачку цен.

Неожиданная инфляция – та, которая характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения денежного обращения

Существует еще несколько видов инфляции.

Структурная инфляция – это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая ее как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся странах.

Таким образом, структурная инфляция – это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.

Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию.

Для российской инфляции показатель “рост заработной платы” существенной роли не играет, поскольку она имела весьма низкий стабильный уровень. Инфляция прибылей – промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенному потребителю ростом качества товаров. В российской инфляции фактор увеличения прибылей не стал доминирующим в росте цен на товары. Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы.

Инфляция роста материальных издержек производства; данная модель инфляции характерна для нерыночной экономики; такой как российская.

Ключевыми моментами в определении той или иной модели инфляции служат обесценение денег, представляющих собой материал для выражения ценностных пропорций обмена, и соответствующая динамика цен. Это означает, что современная инфляция не бывает сбалансированной, она сопровождается серьезными изменениями в распределительных процессах, ведет к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов. Инфляция требует пересмотра стратегий производителей и потребителей для преодоления последствий обесценения денег и роста цен.

Инфляция может иметь либо открытую форму проявления – обнаруживаться в росте потребительских цен, либо скрытую, латентную – действовать через повышение издержек производства. Перетекание этих форм одна в другую послужило еще в 50-х гг. основой концепции «зарплата цены», согласно которой ответственность за раскручивание инфляции несут профсоюзы, требующие повышения з/п. Позиция эта достаточно уязвима, так как стимулятором могут быть и собственные ценовые факторы: высокие цены на продукцию, поставляемые по государственным заказам (для государственных нужд) взлет цен на энергоносители.

На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются три типа инфляции: классический; рыночный и дисбалансовый.

Напомним читателю, что классический тип инфляции основан на изменении объемов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах — золоте) выпуска их. Известны два под-варианта инфляции этого классического типа: фискальная и кредитная инфляция.

Фискальная инфляция отражает фискальную политику государства, т.е. его деятельность в области: налогообложения; государственных расходов и государственного бюджета.

Цель фискальной политики — обеспечить занятость населения и решить экономические проблемы страны. Она выступает как часть экономической политики государства, поэтому оказывает значительное влияние на совокупный спрос. Правительственные расходы могут, например, быть в виде: строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д. Характерной чертой всех этих операций служит то обстоятельство, что потребителем здесь выступает само государство. Причем все закупки, производимые государством, разделяются на два вида:

1) закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны;

2) закупки для регулирования рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные расходы могут оказывать воздействие в мультипликационном эффекте либо на сокращение, либо на рост внутреннего национального продукта в периоды подъемов и спадов, превращаясь в довольно мощный и сильный инструмент регулирования национальной экономики.

Рыночный тип инфляции, в отличие от предыдущего, называемого классическим, связан с временными отклонениями масс товаров различного рода от их объективно необходимых, оптимальных пропорций безотносительно количества денег в обращении. С этой точки зрения инфляция — это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением (покрытием), т. е. Инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы. (В связи с отменой золотого стандарта инфляция чаще всего принимает всеобщий и затяжной характер, а не товарный).

Диспропорция между денежной массой и товарным покрытием возникает по следующим взаимозависимым причинам:

•выпуск в обращение не обеспеченных товарами денег (как это было в России) покрывающих дефицит государственного бюджета;

•рост уровня издержек (рост цен на сырье, переориентация продукции на новый вид потребления в связи с общественными потрясениями).

Нередко из-за неумеренных требований профсоюзов и последующего роста заработной платы последняя начинает подталкивать цены. Взаимное подталкивание цен и заработной платы приводит к тому, что умеренная инфляция начинает трансформироваться в гиперинфляцию.

Дисбалансовый тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики. Инфляцию такого рода можно рассматривать как универсальное явление экономической жизни современного общества.

После первой мировой войны инфляция измерялась величиной 1012 или 1013, а размен банкнот на золото был прекращен. В этот период шведский ученый Густав Кассель в своих трудах предложил новый подход к международному денежному обращению. Он, в частности, выдвинул методологическое положение: обменный курс строить на основе паритетов покупательной способности национальных денежных единиц.

Паритет покупательной способности — уровень обменного курса двух валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них.

Согласно этой теории, курс доллара, например, становится Соответствующим существующим реалиям экономики, тогда когда появляется возможность приобрести одинаковую по составу и объему корзину товаров и услуг в разных странах за одинаковую сумму денег, причем эта сумма конвертируется по преобладающим рыночным валютным курсам.

  1. РАЗНОВИДНОСТИ ИНФЛЯЦИИ

 

    1. Инфляция спроса

 

Инфляция, вызванная спросом, — это инфляция, инспирированная повышением цен хозяйствующими субъектами в ответ на рост спроса. Графическое отражение этого процесса — сдвиг кривой совокупного спроса вверх, при котором кривая совокупного предложения остается в своем фиксированном положении или перемещается вверх, не опережая при этом кривую совокупного спроса.

Таким образом, инфляция спроса - это превышение совокупного спроса над текущими производственными возможностями, что приводит к повышению уровня цен, иными словами - результат нарушения равновесия между спросом и предложением. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от уровня развития трех видов монополизации в экономике:

•монополизма государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост производственных, прежде всего военных, и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);

Информация о работе Инфляция, ее виды. механизм развития