Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 07:40, курсовая работа
Деньги - один из феноменов экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов.
•монополизма профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3-5 лет или иной срок;
•монополизма крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Инфляция спроса может быть вызвана целым рядом факторов, имеющих фискальный характер.
¨Рост внутреннего долга государства приводит к дефициту государственного бюджета. Именно этот фактор в виде реального долга со стороны государства наблюдался в России в пред инфляционный период. В 1981—1985 гг. государственный долг увеличился на 37,8 млрд. руб., составив 140 млрд. руб.; в 1986—2000 гг. его прирост составил 400 млрд. руб., а абсолютный долг — 540 млрд. руб. Именно дефицит госбюджета Российской
Федерации потребовал в 2002—2005 гг. покрытия его с помощью государственных займов на денежном рынке.
¨Кредитная экспансия банков, т.е. предоставление Центральным банком России кредитов правительству.
¨Непомерные инвестиции в производство средств производства, а также в военно-промышленный комплекс. Для нашей страны указанные инвестиции сыграли роковую роль, поскольку «потянули» с рынка значительные элементы производительного капитала. Государство было вынуждено постоянно возмещать нехватку капиталов эквивалентом в виде денежной эмиссии.
¨Импортируемая инфляция, выступающая в виде эмиссии национальной валюты в чрезмерных количествах, превышающих реально складывающийся товарооборот при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
Инфляция спроса почти всегда начинается с роста цен на конечные продукты и постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на факторы производства отстает от роста цен на готовую продукцию. Механизм инфляции спроса начинает работать прежде всего из-за избытка денег по отношению к количеству имеющихся на рынке товаров. В результате происходит рост цен, хотя занятость населения в такой ситуации остается полной, поскольку стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. Следовательно, инфляция спроса — это возникновение дополнительной, избыточной по сравнению с имевшейся ранее платежеспособности.
Итак, избыточные деньги стимулируют рост цен. Наступает депрессия или в лучшем случае замедленное развитие экономики, характеризующееся тремя факторами:
•определенная часть производственных мощностей простаивает;
•безработица растет умеренными темпами;
·спрос и цены растут, выполняя роль стимулятора деловой активности.
Однако цены в этих условиях ведут себя непредсказуемо: они могут расти даже при отсутствии дополнительного спроса, что объясняется увеличением издержек производства.
Инфляция, обусловленная ростом издержек, — это инфляция, вызываемая уменьшением совокупного предложения в результате повышения заработной платы и цен на сырье и сопровождаемая сокращением реального объема производства и занятости (увеличение уровня безработицы); Этот тип инфляции называют также инфляцией предложения.
Причинами инфляции издержек (предложения) служат три основных фактора:
•рост заработной платы (предприниматели вынуждены повышать зарплату под давлением забастовки, стачек, профсоюзов);
•рост прибылей (фирмы повышают прибыль за счет ценового фактора, а не снижения издержек производства в результате внедрения новой техники, технологии, приемов труда);
•рост цен на сырье и материалы (фирма-изготовитель, получив дорогостоящее сырье, вынуждена повышать цены на готовые продукты).
Механизм инфляции издержек (предложения) в условиях дефицитной экономической системы имеет четко выраженный характер. (Приложение№2.) Суть ее состоит в том, что логика спроса в этих условиях как бы приобретает парадоксальный характер: чем дороже товар, тем больше на него спрос. Нарастание спроса провоцируется (в количественном измерении) с помощью дефицитного роста рыночной цены в сочетании с инфляционными ожиданиями потенциальных покупателей, а также неопределенностью конъюнктуры. Если в классической модели спроса присутствует закономерность - чем дороже товар, тем меньше его производят, то в нашей экономике ярко выражена вся указанная выше нелогичность товарного предложения в переходный период.
Ранее уже упоминалось,
что традиционный взгляд на инфляцию
как на чисто денежную теорию пополнился
некоторыми положениями теории цены,
что позволило трактовать инфляцию
как многофакторное явление. Сама жизнь
подтвердила правомерность тако
Инфляция издержек — это такая инфляция, которая обусловлена увеличением издержек производства. Издержки — это все то, что определяет величину продажной цены товара: затраты на материалы, рабочую силу, прибыль, используемое оборудование, любые налоги на расходы.
Помимо издержек производства инфляционным фактором может стать и форма налогообложения. В частности акцизы – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги.
Акцизы включаются в цену товаров или услуг и служат важным источником государственного бюджета. В определенных ситуациях косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов становится детонатором инфляции
Инфляция, возникнув, быстро
распространяется на все отрасли. Это
происходит потому, что они связаны
между собой взаимными
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007 – 2013 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.
В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы с 16% в 2005 г. до 6 – 8% в 2007 г. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары (8,6 – 8,8% в 2011 г.; 7,4 – 7,6% в 2012 г.; 4,8% в 2013 г.), и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные меры воздействия
на ценообразование – самое
При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:
• проведение предусмотренных
радикальных реформ по модернизации
экономики, социальной сферы, государства
в целях повышения
• снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
• увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
• активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20%;
• сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
• дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
• повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
• восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.
В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных людей. И масштабы подкупа и продажности чиновников не уменьшаются. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги.
Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.
Премьер-министр Российской Федерации Виктор Зубков напомнил, что при кабинете министров создана специальная рабочая группа во главе с вице-премьером - главой Минфина Алексеем Кудриным, которая займется выработкой мер по снижению инфляции. Ей предстоит сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Зубков подчеркнул, что речь идет о решении проблемы разобщенности подходов министерств и ведомств к антиинфляционным мерам.
Кроме того, Зубков отметил,
что для сдерживания инфляции
в России необходимо вести постоянную
оценку и контроль притока капитала
и осуществления внешних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, из изложенного
выше видно, что инфляция - это сложный
многопрофильный процесс, наносящий
серьезный ущерб экономике
Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост курса доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.