Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

На современном этапе в России и во всем мире (последние финансовые кризисы – азиатский, российский, бразильский), а также неоднозначное отношение к этой теме руководящих организаций нашей страны (правительства, центрального банка). В то время как, по мнению правительства и руководства ЦБ, инфляция является врагом № 1 для экономики России, существуют мнения о ее полезности и необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л.Роговой (Институт экономики РАН), антиинфляционная политика – тоже миф, т.к. нет экономики без инфляции. Инфляция – это среда, в которой развивается экономика; это механизм перераспределения, связанный с денежным обращением.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы инфляции и антиинфляционной политики.
1.1. Происхождение и возникновение инфляции
1.2. Сущность инфляции. Открытая и подавленная формы инфляции.
1.3. Инфляция и банковский кредит

Глава 2.
2.1. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России
2.2. Социально-экономические последствия инфляции


Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ И АНТИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

монополистических тенденций олигополии. (олигополия – рынок, на котором

доминирует несколько крупных фирм[11]). Среди основных мер антимонопольной

политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие  в том, что

правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение,

сделав его  более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой

изменяется  структура отрасли, становясь более  конкурентной.

    Антиинфляционная  политика правительства, согласно  кривой Филипса, в

краткосрочном периоде приводит к росту безработицы  и снижению выпуска.

Экономика перемещается вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса.

Сокращение  государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен,

тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается

прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они  сокращают объем своего

выпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективности

борьбы с  инфляцией используется т.н. коэффициент  потерь. Он показывает,

сколько процентов  реального годового объема выпуска  необходимо принести в

жертву, чтобы  снизить инфляцию на один процентный пункт.

    Конкретная  реализация долговременных антиинфляционных  программ выходит

за рамки  рекомендаций по сокращению государственных  расходов и денежной

массы, соответствующих  краткосрочной модели кривой Филипса  и основанных на

кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.

    Антиинфляционная  политика может проводиться методами  «шоковой терапии»

(когда жесткая  денежная политика помогает быстро  сбить инфляцию, но

сопровождается  значительным спадом производства), так  и постепенно, путем

многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной

массы, что позволяет  избежать глубокого спада, однако не дает возможности

быстро снизить  инфляцию.

    В  более широком плане «шоковая  терапия» предполагает, как правило,

использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую

либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание

хозяйственной активности государства, жесткое ограничение  роста денежной

массы, сбалансирование  бюджета главным образом за счет сокращения

социальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляции

предусматривают активное регулирующее воздействие  государства (в целях

смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших

отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства,

частичное регулирование  процесса ценообразования, создание рыночной

инфраструктуры  и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного

спроса дополняется  мерами, поддерживающими предложение  и создающими условия

его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

    Большинство  стран – как развитых, так и  с переходной экономикой –  в

практике борьбы с инфляцией никогда не следовали  жестким монетаристским

рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило к

затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня

населения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, в

частности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные  их негативные

последствия.

 

 

   Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.

 

 

    О

дной из теоретических  основ программ преодоления высокой  инфляции и

сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с

переходной  экономикой) является концепция «экономики предложения».

    Сторонники  этой концепции считают, что  экономическая политика,

направленная  на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не

смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах,

а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой.

«Активной силой», влияющей на уровень безработицы  и инфляции, являются, по

их мнению, изменения  в совокупном предложении. Экономическая  политика,

стимулирующая предложение, может включать программы  поддержания занятости,

переподготовки  работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и

т.д.

    Одним  из действенных факторов увеличения  совокупного предложения

сторонники  данной концепции считают снижение налогов. При этом они

опираются на кривую Лаффера. А.Лаффер считал, что по мере роста ставки

налога ( t ) от 0 до 100 % налоговые поступления ( Т ) сначала

увеличиваются и достигают максимума в точке  А при t = а, а затем падают,

несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых  поступлений, по

предположению Лаффера, связано с тем, что более  высокие ставки сдерживают

экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и

пр.), а следовательно  сокращают налоговую базу, поэтому  даже при росте

налоговой ставки поступления от налогов падают.

    Как  известно, кейнсианцы трактуют рост  налогов как снижение

покупательной способности, а следовательно, как  антиинфляционный феномен.

Сторонники  «экономики предложения» считают, что  большинство налогов

переходят в  издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в

виде более  высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения

инфляции издержек. Таким образом доход падает, сокращается  налоговая база,

а следовательно, и сумма налоговых поступлений.

    Снижение  налоговых ставок, по мнению Лаффера, может создать

дополнительные  стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению

производства  и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от

налогов. Все  это благоприятно отразится на состоянии  бюджета: рост

занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит

суммарные налоговые  поступления в бюджет даже при  низкой налоговой ставке

(проблема ликвидации  «налогового клина стала в  последние годы особенно

актуальной  для России. Одним из факторов спада  в экономике стало сочетание

высокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главным

образом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового

пресса позволит снизить цены на ресурсы, сократить  издержки производства во

многих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создать

условия для  роста производства и снижения дефицита бюджета.).

    Критики  данного подхода указывают на  тот факт, что налоговые стимулы

смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому

же, сработают  ли эти стимулы? Во многом это зависит  от чувствительности

экономики к  изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно

утверждать, что  при снижении подоходных налогов  люди станут больше

работать, а  не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты

налогов (располагаемый  доход) можно будет получить, затрачивая меньше

усилий.

    Отдача  от дополнительных инвестиций  будет получена не сразу, а  вот

увеличение  потребления при снижении налогов  расширит совокупный спрос. Рост

спроса опередит увеличение предложения, что может  привести к инфляции и

бюджетному  дефициту.

    Наконец,  на практике бывает трудно  определить, находится экономика

дальше или  ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке

С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые

поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост

дефицита бюджета  вследствие падения налоговых поступлений  со всеми

вытекающими негативными  последствиями.

    Среди  мер экономической политики, направленных на стимулирование

совокупного предложения, нередко выделяют:

меры по стимулированию текущего объема производства;

меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста  производства.

    К  первой группе обычно относят меры по повышению эффективности

использования факторов производства, повышению эффективности  распределения

ресурсов между  конкурирующими областями их применения через реформу

финансовой  системы, государственного сектора, рынка  труда и т.д., меры по

сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение

дотаций, снятие торговых ограничений и пр. Ко второй группе относят

стимулирование  сбережений и инвестиций, а так  же совершенствование

механизма первых во вторые; стимулирование нововведений в области

образования и  создание новых технологий; стимулирование притока иностранных

инвестиций  и др. структурные преобразования.

 

 

    Особенности  стабилизационной политики.

 

 

    С

табилизационная политика в переходной экономике  имеет целью восстановление

потенциального  или близкого к нему объема выпуска  и соответствующего ему

уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного

дефицита, стабилизацию валютного  курса. Стабилизационная политика нередко

включает в себя и регулирование заработной платы («политику доходов»), в

том числе временное замораживание  заработной платы и цен для  преодоления

высокой инфляции.

    Преодоление высокой  инфляции, ее снижение в условиях  неустойчивости

развития в переходной экономике является важнейшим показателем и критерием

экономической стабилизации.

    Выделяют два  главных варианта стабилизационной  политики: ортодоксальную

и гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа  ориентирована в

основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен при

ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически  всех сфер

хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что  создает

особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий.

Действия государства  ограничиваются проблемами сбалансированного  бюджета

(что связывается  с ограничениями государственных  расходов) и поддержания

темпов прироста денежной массы, соответствующих росту  реального выпуска.

Предполагается , что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а

проведение  рестриктивной политики государственных  расходов и достаточно

жесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного  спроса и снизить

уровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь

методом «шоковой терапии».

    Гетеродоксная  программа стабилизации и борьбы  с инфляцией рассматривает

последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию

издержек, а  значит предполагает не только ограничение  избыточного спроса,

но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной

жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое

время сохраняется  контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих

важное значение для народного хозяйства в  целом (в том числе и в плане

снижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-

энергетические  ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторые

продовольственные и промышленные товары). Государство  оставляет за собой

также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании

рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные

отрасли экономики  как через прямые субсидии, так  и косвенно с помощью

налогового  стимулирования. Гетеродоксная  стабилизационная политика также

предполагает  возможность временного ограничения  роста доходов, но на фоне в

значительной  степени контролируемого роста  цен. Борьба с дефицитом

госбюджета  не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление

дефицита на экономику преодолевается переходом от  монетаризации дефицита,

т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью

выпуска государственных  ценных бумаг).

            Постепенная либерализация в  рамках гетеродоксной политики  не

приводит к  резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких

ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что

предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и

меры по преодолению  инфляции издержек и стимулированию предложения.

Восстановление  макроэкономического равновесия становится возможным не

только на фоне снижения инфляции, но и при повышении  выпуска и занятости.

    Таким  образом, специфика стабилизационной  политики в рамках переходного

периода состоит  в том, что макроэкономическое равновесие должно быть

достигнуто  в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, т.е.

одновременно  с переходом экономической системы  в новое качественное

состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства  по проведению

стабилизационных программ.

 

 

    “Компромиссная”  теория борьбы с инфляцией.

 

 

    Н

а практике в  основе большинства вариантов стратегии  активной борьбы с

инфляцией лежит  т.н. компромиссная теория инфляции, в соответствии с

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика