Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа
Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции — обесценение денег.
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования инфляции
1.1 Причины инфляции……………………………………………….….5
1.2 Сущность и классификация видов инфляции …………………….11
1.3 Социально-экономические последствия
инфляции ……………………………………………………….….18
2 Особенности инфляционного процесса в России
2.1 Анализ причины инфляции РФ……………………………….……22
2.2Антиинфляционная политика государства………………………...27
2.3 Совершенствование антиинфляционной политики
......…………………………………………………………………….……34
Заключение …….…………………………………..……………………..38
Список использованных источников……………………………...…….40
Рисунок- 10 Монетарная антиинфляционная политика
Практика показала, что без задействования
немонетаристских инструментов экономического регулирования
(таких, как фиксация валютного курса,
деиндексация контрактов, административные
ограничения отдельных видов цен, политика
доходов и т.д.), результаты монетаристской
политики оказываются низкими: резкий
экономический спад, высокая безработица,
падение уровня жизни населения.
Все это сопровождалось ростом критических взглядов на ортодоксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и практиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепции, отвечающей в первую очередь реалиям стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структурализм
Структурализм. Ключевой элемент этой концепции - утверждение о наличии "инерционной инфляции", не связанной с расширением денежной массы.
Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы (например, индексация контрактов под ожидаемый темп инфляции), что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невозможно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.
В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики развивающихся стран ("импорт инфляции"). Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских "стабилизационных" мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий, например, "гетеродоксный шок" - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п. Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Однако в случаях когда происходит резкое ослабление контроля приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей. Итак, рыночная система хозяйства не является идеальной, рассмотренные "болезни" рыночной экономики сдерживают развитие человеческого общества и не способствуют быстрому экономическому росту. 18
Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую
цели и методы долговременного характера,
и антиинфляционную тактику, нацеленную
на результаты в краткосрочном периоде
времени.
Антиинфляционная стратегия имеет следующие
направления:
1. Стратегия гашения адаптивных ожиданий.
2. Стратегия ограничения денежной массы.
3. Стратегические задачи
сокращения бюджетного
4. Стратегия сведения к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных факторов.
Рассмотрим подробнее данные направления. Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий связана с изменением психологии потребителя, избавлением от страха перед обесценением сбережений, предотвращением нагнетания текущего спроса. При этом важную роль играет доверие населения к правительству, объявившему политику ограничения прироста денежной массы и начавшему ее проводить
Стратегия ограничения денежной массы играет главенствующую роль и основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Она осуществляется современной банковской системой. Если за счет денежных ограничений удается стабилизировать темпы роста цен, то начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания, повышается склонность к сбережениям. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им необходимо с осторожностью. В высокомонополизированных хозяйствах, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы может привести не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства.
Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры. Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства.
В первом случае важную роль играет совершенствование налоговой системы. Снижение ставок налога на прибыль или применение других схем налогового стимулирования выступают важнейшими факторами активизации инвестиционного процесса. В дальнейшем такие шаги могут привести к увеличению производства и занятости. А это, в свою очередь, увеличит массу доходов, подлежащих налогообложению, и в конечном счете будут возможны рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Во втором случае сокращение дефицита государственного бюджета связано с сокращением государственных расходов. Однако это сложный процесс, требующий продолжительного времени. При этом недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Главный принцип сокращения бюджетных расходов - это постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Прежде всего, это касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс, уменьшения объемов бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения.
Национальная антиинфляционная стратегия должна свести
к минимуму и воздействие на экономику
внешних инфляционных факторов.
Антиинфляционная тактика направлена
на ослабление инфляции.
Ее методы не устраняют причин инфляции и не воздействуют на ее механизм, но способствуют сокращению разрыва в нарушенной макроэкономической сбалансированности экономики, т. е. за счет тактических мер либо появляется возможность увеличить совокупное предложение без соответствующего увеличения совокупного спроса, либо снизить текущий спрос без соответствующего падения производства.19
Инфляционные ожидания можно предотвратить при:
- всемерном укреплении
механизма рыночной экономики
(либерализация цен,
- существование правительства,
придерживающегося курса на
- введении жёстких лимитов на
ежегодные приросты денежной
массы. Этот показатель
- сокращении бюджетного дефицита с перспективой
его полной ликвидации. Для её решения
можно идти двумя путями - увеличивать
налоги или уменьшать государственные
расходы. Предпочтительнее второй путь;
- сведении к минимуму воздействия на
национальную экономику внешних инфляционных
импульсов, особенно перемещение спекулятивных
краткосрочных кредитов (капиталов);
- использовании повышения курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен.
Когда инфляционная
ситуация становится
В запасе у государства есть и такой радикальный вариант, как денежная реформа конфискационного типа. Но эти действия ни имеют отношения к природе инфляции. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике. Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от правильного определения её характера и фактов, подстёгивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких мер, которые соответствуют её глубине и характеру. Поэтому и методы борьбы с инфляцией должны носить комплексный характер.20
2.3 Совершенствование антиинфляционной политики
Дальнейшее прогрессивное развитие России не представляется возможным без снижения инфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционной политики. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира. Главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен».21
Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на 3 года. Необходимы изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.
В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка. Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок. Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.22
Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики производительности труда. Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов в ряде сырьевых отраслей, государственных корпорациях, доходы топ-менеджеров крупных корпораций и финансовых институтов. Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе в форме индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введения специальных продовольственных карточек для малоимущих граждан.
Формирование и реализация антиинфляционной политики не предоставляется возможной без объективной информационной базы о ценах. Данная база формируется в России Росстатом, являющимся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает угрозу для ведомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих данных. В связи с этим представляется целесообразным организационное переподчинение Росстата Правительству РФ для обеспечения достоверности.
Также необходимо создание
единого руководства
Таким образом, в долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.
Наличие таких систем
позволит в режиме саморегуляции
решать задачи устойчивого и динамичного
развития российской экономики.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования можно сделать выводы, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.