Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа
Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции — обесценение денег.
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования инфляции
1.1 Причины инфляции……………………………………………….….5
1.2 Сущность и классификация видов инфляции …………………….11
1.3 Социально-экономические последствия
инфляции ……………………………………………………….….18
2 Особенности инфляционного процесса в России
2.1 Анализ причины инфляции РФ……………………………….……22
2.2Антиинфляционная политика государства………………………...27
2.3 Совершенствование антиинфляционной политики
......…………………………………………………………………….……34
Заключение …….…………………………………..……………………..38
Список использованных источников……………………………...…….40
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Инфляция (inflation)— повышение через какое-то время общего уровня цен в экономике. Инфляция уменьшает покупательную способность любой денежной единицы. Коэффициент общей инфляции обычно измеряется с использованием индекса, показывающего ежегодное увеличение потребительских цен, типа индекса розничных цен.5
В мировой экономической науке считается, что древний медицинский термин "inflatio", означающий "разводнение", "вздутие", был впервые использован в экономической литературе для характеристики денежного обращения США периода гражданской войны 1864 - 1865 гг. 6
Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Процессом, противоположным инфляции,
является дефляция (deflation) – устойчивая
тенденция снижения общего уровня цен.
Существует также понятие дезинфляции
(desinflation), что означает снижение темпа
инфляции.
Главным показателем инфляции выступает
темп (или уровень) инфляции (rate of inflation),
который рассчитывается как процентное
отношение разницы уровней цен текущего
и предыдущего года к уровню цен предыдущего
года:
(1)
где Pt - общий уровень цен (дефлятор
ВВП) текущего года, а Pt
– 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП)
предыдущего года. Таким образом, показатель
темпа инфляции характеризует не темп
роста общего уровня цен, а темп прироста
общего уровня цен.
Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ), который фиксирует изменения во времени затрат на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, жилье, одежду, топливо, транспорт, образование, медицинские услуги и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.
Инфляция в большинстве развитых стран считается серьезной социально-экономической проблемой, так как приводит к росту цен, обесценению сбережений, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость, снижению стимулов к инвестированию.
В условиях высокой инфляции банкам
запрещено устанавливать
Экономисты выделяют два типа инфляции.
Первый тип — инфляция спроса. Это инфляция, вызванная увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определенный вид товара покупатели готовы платить больше. Сущность данного типа инфляции иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Q
Рисунок 4 .Инфляция спроса
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Третий отрезок
Второй тип инфляции — инфляция предложения. Смысл данного вида инфляции заключается в том, что спрос относительно постоянен, а цены на товары увеличиваются за счет роста издержек производства (возрастает себестоимость продукции). Так как предприятия не могут долго торговать себе в убыток, они вынуждены увеличить отпускную цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения при увеличения цены количество единиц проданной продукции уменьшается, и если не принять адекватных мер со стороны правительства, то в экономике может начаться период спада. Обычно выделяют следующие причины, вызывающие увеличение себестоимости продукции, — рост стоимости сырья, энергоресурсов и заработной платы.
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.8
Рисунок 5 Инфляция предложения
Существует несколько видов инфляции.
Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
- Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
- Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 30-50% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.
- Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей.9
С точки зрения критерия- соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:
- сбалансированная инфляция;
- несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения предсказуемости инфляции выделяют:
- ожидаемую;
- неожидаемую.
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное. Фактор предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости роста цен даже при умеренной инфляции может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
- открытую;
- подавляемую.
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. 10
«Административная инфляция» порождается волей государственных
органов, различных союзов и объединений,
отдельных лиц и др. В России пока сохраняется
достаточно высокая степень монополизации
товарных рынков и соответственно самый
сильный ценовой диктат монополистов.
Фактическое отсутствие конкуренции на
основных товарных рынках, монополизм
производителей и поставщиков продовольственной
и промышленной продукции сохраняют существование
рынка продавца, а не рынка покупателей
как в большинстве стран с развитой рыночной
экономикой.
«Административная инфляция»
проявляется во взвинчивании тарифов
на железнодорожные перевозки, платы за
услуги почты, связи, коммунальные услуги,
в увеличении ставок импортных пошлин
и др.
Поднимая цены в ключевых
отраслях, например, увеличивая тарифы
на перевозку народнохозяйственных грузов
или на газ для промышленных потребителей,
«административная инфляция» стимулирует
«инфляцию издержек».
«Инфляция спирали цен и зарплат» близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства. Это соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. В свою очередь рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.
Очевидно, что все, рассмотренные виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В частности, факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной политики.11
1.3 Социально-экономические последствия инфляции
Инфляция выступает
как постоянный спутник
Рисунок 6 Рост денежной массы и последующая инфляция
- перераспределение прибылей и богатства в пользу немногочисленного слоя населения;
- отставание цен государственных предприятий от рыночных цен;
- скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;
- ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;
- нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;
- отставание ставки реального процента за займ от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать % ставки, займы дорожают;
- обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы.12
Инфляция вызывает множество последствий, как в экономике, так и в социальной сфере:
1. В условиях инфляции реальные
доходы населения сокращаются.
Здесь необходимо ввести два понятия
— номинальный и реальный доход.
Номинальный доход — фактически полученный
доход, а реальный доход — сумма товаров
и услуг, которую могут приобрести потребители
в рамках своего номинального дохода.
Это означает, что при неизменной величине
номинального дохода по мере развития
инфляционных процессов объемы покупок
из-за роста цен будут сокращаться, т. е.
реальный доход будет падать. Во время
инфляции несут потери люди, получающие
фиксированные доходы. Эти люди со временем
обнаруживают, что получают деньги, имеющие
меньшую покупательную способность, чем
ранее.
2. При инфляции уменьшаются
реальные накопления, осуществляемые
в форме бумажных денег, кроме того, уровень
инфляции чаще всего гораздо выше, чем
номинальная ставка процента в кредитных
учреждениях. Таким образом, личные сбережения
населения обесцениваются.
3. Социальное расслоение.
Большая часть населения переходит черту
бедности.
4. «Бегство» от денег» — ускоренная материализация денежных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания денег субъекты рыночных отношений стараются как можно быстрее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В период устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают точно также — вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижимость).
5. Отставание процентной
ставки, выплачиваемой банками и
другими кредитными