Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях.
Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. большинстве стран мира уровень инфляции – один и важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процент ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, также на стоимость и качество жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Инфляция
1.1 Что такое инфляция?..................................................................................................5
1.2 Основные виды инфляции …………………………………………………………….5
1.3 Рост цен и покупательная сила……………………………………………………..…11
1.4 Бюджетная теория инфляции………………………………………………………….12
1.5 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса…………………………………………13
1.6 Измерение и показатели инфляции (Индексы Лайспереса, Пааше и Фишера)…....15
Глава 2. Антиинфляционная политика
2.1 Методы регулирования инфляции……………...……………………………………..18
2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………….26
Библиографический список…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая Инфляция.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Департамент научно-технической  политики и образования

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

“Красноярский государственный  аграрный университет”

Институт управления и агробизнеса

Кафедра: Экономической  теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Инфляция и антиинфляционная политика»

 

 

 

 

Выполнил: студентка

11 группы                                                                                            

 

Принял доцент:                                                                                   

 

 

 

 

 

Красноярск 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Инфляция

1.1 Что такое инфляция?..................................................................................................4

1.2 Основные виды инфляции …………………………………………………………….5

1.3 Рост цен и покупательная  сила……………………………………………………..…11

1.4 Бюджетная теория  инфляции………………………………………………………….12

1.5 Инфляция и безработица.  Кривая Филлипса…………………………………………13

1.6 Измерение и показатели  инфляции (Индексы Лайспереса, Пааше  и Фишера)…....15

Глава 2. Антиинфляционная политика

2.1 Методы регулирования  инфляции……………...……………………………………..18

2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………………….26

Библиографический список…………………………………………………….30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей  экономики на рыночные отношения  резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях.

Высокая стоимость  анализа инфляционных процессов, большое  число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

В большинстве стран  мира уровень инфляции – один и  важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процент ставки, обменные курсы, на потребительский  и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, также на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, также денежно-кредитной степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Актуальность темы для исследования заключается в первостепенной важности влияния инфляции на экономику в целом и в отдельности на различные сферы жизни.

Целью данной работы является рассмотрение инфляционного процесса в России и методов борьбы с  ней (антиинфляционной политики).

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • определить, что подразумевается под словом «инфляция»;
  • рассмотреть некоторые виды инфляции;
  • рассмотреть, как она влияет на цены и безработицу и, каким образом ее можно определить;
  • рассмотреть методы регулирования инфляции;
  • просмотреть расчеты инфляции на будущее.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ

1.1Что такое  инфляция?

В переводе с латинского языка инфляция — это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Инфляция проявляется  не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая или подавленная инфляция. Инфляция проявляется, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменённых ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает её последующую выплату обесцененными деньгами.

Не всякое повышение  цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляция, а в определённой мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

При относительной стабильности в структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объёма денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остаётся неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  виды инфляции

Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется в виде товарного дефицита, ухудшения качества выпускаемых товаров.

Открытая инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В основе обоих типов  лежит нарушение равновесия между  стоимостью всей массы товаров и  услуг и противостоящей ей денежной массой.

Инфляция спроса (этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией покупателей). Разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности производственных мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос — за счет увеличения расходов государства (госзаказов) или за счет повышения спроса в предпринимательской сфере (расширения инвестиционных вложений). Порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

В мировой практике под инфляцией издержек (этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией продавцов, или инфляцией предложения) подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства. Вследствие этого растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается на росте цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции на основе роста издержек производства ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильностью курса национальной валюты. Инфляция издержек не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе. Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Различают также особый вид — структурную инфляцию. Такое наименование получила инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек. В ее основе — процесс, связанный с изменением структуры спроса. Подобный процесс рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в России.

В российской экономике образовался разрыв двух секторов — финансового и реального. Деньги «уплывают» в финансовые спекуляции, а реальный сектор испытывает острую нехватку денежной массы. Отсюда неплатежи, задолженность, задержки в расчетах, невыплаты в срок работной платы.

Инфляционная спираль — процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен. Инфляционная спираль формируется следующим образом. Сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Вследствие этого изменяется общий уровень заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда при увеличении спроса сокращение предложения приводит к росту цен. Рост цен в свою очередь дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата — цены».

«Импортируемая» инфляция. Существует несколько каналов так называемой импортируемой инфляции. Один из них связан с колебаниями валютных курсов. Если курс национальной валюты падает, то более выгодным становится экспорт, но в невыгодном положении оказываются импортеры. Чтобы получить в соответствующих размерах «подорожавшую» иностранную валюту, потребную для закупки очередных партий импортируемых товаров, импортеры поднимают внутренние цены. И при сохранении прежнего уровня мировых цен для приобретения требуемого количества американских долларов или немецких марок теперь необходимо выручить (от продажи ранее закупленных по импорту товаров) большее количество национальной валюты. В итоге внутренние цены на импортируемые товары возрастают.

Инфляционное повышение цен может происходить и вследствие ожидаемого снижения курсовой стоимости рубля, его предполагаемой девальвации.

Таким образом, между  валютным курсом национальной валюты и движением внутренних цен существует прямая и обратная связь. Падение  обменного курса (например, рублей на доллары) подталкивает рост цен, а повышение цен, в свою очередь, неизбежно влечет снижение покупательной способности национальной валюты и соответственно изменение ее валютного курса.

Другим каналом, стимулирующим  инфляционное движение внутренних цен, служит расширение денежной массы вследствие нарастающего притока на внутренний рынок иностранной валюты. В российской экономике функционируют две валюты: рубли и доллары, происходит процесс долларизации денежного рынка страны.

Иностранной валюты на денежно-кредитном рынке России, больше, чем рублей. Доллары, которые не отложены про запас (не лежат «в чулке»), используются на закупку импорта, на покупку недвижимости за пределами страны, на вклады, которые направляются в иностранные банки, а также на расчеты в теневой экономике.

При наличии двух валют  регулировать ситуацию на денежно-кредитном  рынке становится трудно. Более устойчивый и привлекательный доллар начинает теснить национальную валюту.

Строго говоря, механизм импортируемой инфляции весьма многообразен и противоречив. Рост издержек, а значит, и внутренних цен нередко происходит вследствие колебания мировых цен (например, на нефть и нефтепродукты, зерно, рис, золото).

На уровень внутренних цен оказывает влияние неравноправное положение национальных покупателей и продавцов на внешних рынках, торговая дискриминация со стороны контрагентов. С феноменом импортируемой инфляции определенным образом связаны социальные, организационные факторы ожидания и стремление избежать рисков, особенно резко проявляемые в условиях неустойчивости и существенных перепадов конъюнктуры на мировых рынках.

Следует обратить внимание на два опасных момента. Во-первых, на процесс долларизации денежного  обращения. В этих условиях становится трудно управлять национальной валютой. Тем более если иностранная валюта сильнее, если неизвестно, сколько ее в «чулках», если к ней больше доверия. Во-вторых, происходит падение покупательной способности рубля. Цены растут, и в пропорции близкой к росту цен падает покупательная сила национальной валюты.

Отрицательное влияние  оказывают резкие колебания цен  на мировом рынке. Усиливают инфляцию рост внешних долгов, снижение экспортной выручки, разрывы торгово-производственных связей.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика