Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях.
Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. большинстве стран мира уровень инфляции – один и важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процент ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, также на стоимость и качество жизни.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Инфляция
1.1 Что такое инфляция?..................................................................................................5
1.2 Основные виды инфляции …………………………………………………………….5
1.3 Рост цен и покупательная сила……………………………………………………..…11
1.4 Бюджетная теория инфляции………………………………………………………….12
1.5 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса…………………………………………13
1.6 Измерение и показатели инфляции (Индексы Лайспереса, Пааше и Фишера)…....15
Глава 2. Антиинфляционная политика
2.1 Методы регулирования инфляции……………...……………………………………..18
2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………….26
Библиографический список…………………………………………………….30
Инфляция дезорганизует хозяйство: неравномерный рост цен усиливает диспропорции в экономике, искажает структуру потребительского спроса, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к накоплению, обесценивает их, ведет к снижению реальных доходов населения и расслоению общества, падению уровня жизни. В условиях инфляции резко сокращаются инвестиции, особенно долгосрочные, что отрицательно сказывается на экономическом росте.
Особого внимания заслуживает вопрос о взаимозависимости между темпом роста цен и долей занятости. Соотношение этих двух параметров в краткосрочном периоде описывается кривой Филипса
Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уровней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка при высокой безработице.
В краткосрочном периоде
существует обратная зависимость между
инфляцией и безработицей. Снижение
безработицы увеличивает
Кривая Филлипса дает возможность правительству найти компромисс между темпом инфляции и уровнем безработицы, оценить последствия проведения того или иного курса.
До 1992 г. в России существовал административный контроль за ценами и формально цены не росли, были стабильными. Однако фактически существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном дефиците. С 1992 г. инфляция приобрела открытый характер.
Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем — ростом безработицы и спадом производства
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Американский экономист-монетарист М.Фридмен справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.
Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы (ФЭС).
Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и институциональных организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
Значения самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное; пороговое; критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:
Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня инфляции являются инструменты денежно-кредитной политики центральных банков или аналогичных им учреждений. Наиболее активно используются инструменты, образующие функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции, которую можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы (функциональная экономическая система по регулированию уровня инфляции):
Политика процентной ставки или ставки рефинансирования центральных банков. В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых денег».
В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов.
Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.
В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей производится понижение уровня процентных ставок.
В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.
Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:
Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Необходимо обратить внимание на зависимость менаду нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен.
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.
2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее
Макроэкономические условия
разработки прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011
годов характеризуются замедлен
Темпы роста и параметры объемов ВВП, ожидаемых в 2008 году и прогнозируемых на 2009 - 2011 годы, требуют дополнительного обоснования. Это следует из необходимости дополнительного обоснования объемов экспорта и импорта и уточнения индексов-дефляторов ВВП. Требуют дополнительной аргументации прогнозируемые темпы роста экономики в условиях роста производительности труда, превышающего динамику ВВП, и снижения совокупных затрат труда в 2008 – 2011 годах.
Счетная палата отмечает,
что данные об объеме ВВП в 2011 году,
зафиксированные в
Расчеты показывают, что в 2008 году сохраняются риски, в зависимости от степени реализации которых уровень инфляции 11,8 % (декабрь к декабрю предыдущего года) может быть превышен. Прогнозируемые на 2009 - 2011 годы целевые параметры инфляции также требуют дополнительного обоснования.
Значительный рост доли свободного рынка по электроэнергии при одновременной отмене предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения может привести к более значительному их росту, чем это предусмотрено в материалах прогноза.
Анализ динамики показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов свидетельствует о том, что прогнозируемые темпы роста ВВП и уровни инфляции не позволяют решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения ВВП за десять лет и снижения инфляции до уровня 3 - 4 % в год, необходимого в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.
Высокие мировые цены на нефть способствовали росту экспорта товаров, который по стоимости вырос в январе – июне 2008 года по сравнению с январем - июнем 2007 года на 53,1 % против 8 % в январе - июне 2007 года.
Оставался значительным рост стоимостного объема импорта товаров, за январь - июнь 2008 года по сравнению с январем - июнем 2007 года он вырос на 41,3 % против 37,1 % в январе – июне 2007 года. Положительное сальдо торгового баланса обусловило увеличение с начала 2008 года международных резервов Банка России на 103,7 млрд. долларов США, или на 21,7 %, которые на 1 сентября 2008 года достигли 581,6 млрд. долларов США.
По сравнению с исходными
макроэкономическими
В 2009 – 2011 годах прогнозируется, что реальный объем ВВП увеличится на 20,8 %, в то время как за 2006 - 2008 годы он вырастет на 25,2 %. В целом за 2001 – 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, формируют высокую склонность населения к потреблению.
В последние годы, несмотря на процесс стабилизации, и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.