Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- выявление социально-экономических последствий инфляции;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;

Содержание работы

Введение. 243
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствия 5
1.1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 5
1.2 Виды инфляции 14
1.3 Социально-экономические последствия инфляции 14
Глава 2. Особенности инфляции РФ и антиинфляционная политика государства 24
2.1 Проблемы удержания темпов инфляции в РФ 20
2.2 Анализ уровня инфляции на 2010-2011 гг. 22
2.3 Антиинфляционная политика государства в 2011 г. 24
2.3 Прогнозы инфляции на 2012 г 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 36

Файлы: 1 файл

инфляция курсовая.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

В качестве мер борьбы с  инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер  против естественных монополий и  ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества  эмиссии денег в связи с  преобладанием валютного и снижением  кредитного компонента. В настоящее  время активно используется валютный  канал денежной эмиссии, в то  время как кредит расценивается  как инфляционный фактор. Но, хотя  отмечается возможность инфляционного  воздействия кредита при его  неумелом использовании, многими  специалистами выдвигается положение  о его антиинфляционной природе.  Кредит увеличивает денежную  массу лишь в пределах уже  эмитированных денег. При краткосрочном  кредитовании деньги следуют  за движением товара, не создавая  инфляционного избытка денежной  массы, а производство новых  товаров нейтрализует отрицательный  эффект кредитной эмиссии. При  долгосрочном кредитовании разрыв  во времени между выдачей кредита  и созданием новых стоимостей  возникает, если сроки активных  операций банков превышают сроки  их пассивных операций, а банковская  ликвидность ухудшается. Кредит  в товарной форме не затрагивает  денежную массу и способствует  реализации товаров. При всех  плюсах кредитного характера  денег, как уже отмечалось ранее,  обнаружено относительно слабое  влияние инструментов косвенного  кредитно-денежного регулирование  на масштабы денежного обращения  в стране и гораздо более  существенное влияние прямых  каналов эмиссии денег, в настоящее  время валютного канала. Косвенные  кредитно-денежные методы управления  масштабами денежного обращения  запускаются в действие в кризисных  и предкризисных ситуациях, когда,  собственно, и демонстрируют свою  низкую дееспособность. Также подвергается  критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны  предложения для решения этой проблемы: разработать программу  развития кредита в рамках единого  монетарного плана с целью  его позитивного влияния на экономический  рост и денежное обращение; создать  полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для  обсуждения главных направлений  развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств  в стабилизационный фонд, что  в свою очередь снижает рост  ВВП и тем самым подхлестывает  инфляцию. Стабилизационный фонд  превращается в тормоз экономического  роста, в качестве аргумента  можно привести следующие расчеты:  использование суммы пополнения  стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный  рост ВВП на 1,6% при средней  эффективности использования бюджетных  средств. При этом Правительство  устойчиво планирует профицит  бюджета, деньги объявляются лишними  и размещаются в Стабилизационном  фонде, а актуальность проблемы  модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в  экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие  инфляционные ожидания хозяйствующих  субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие  государства в экономике, как  в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической  активности в сферах, связанных с  высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный  инвестиционный потенциал в интересах  повышения конкурентоспособности  экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия  российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме  того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует  сказать, что это далеко не исчерпывающий  их список. При подведении итога  вышесказанного следует добавить, что  одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной  программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого  развития экономики.

2.2 Анализ уровня  инфляции на 2010-2011 гг.

Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития РФ, наиболее полно характеризующие  темпы инфляции (табл.2.1):

Таблица 2.1 -Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации 2010-2011 гг.

 

2010 год

2011 год

январь-август

год

январь-август

Год (оценка)

ВВП1)

104,1

104,0

104,0

104,1

Индекс потребительских  цен, на конец периода, к декабрю  предыдущего года

105,4

108,8

104,7

106,5-107,0

Индекс промышленного  производства2)

109,2

108,2

105,4

104,8

Обрабатывающие производства3)

113,0

111,8

107,6

106,7

Индекс производства продукции  сельского хозяйства

92,3

88,1

109,6

113,7

Инвестиции в основной капитал

102,1

106,0

104,14)

106,0

Объемы работ по виду деятельности "Строительство"

94,9

99,4

106,2

106,0

Ввод в действие жилых  домов

95,6

97,6

99,8

95,4

Реальные располагаемые  денежные доходы населения5)

105,4

104,2

99,3

101,5

Реальная начисленная  заработная плата

105,0

105,2

102,35)

103,6

Оборот розничной торговли

105,7

106,3

105,8

105,3

Объем платных услуг населению

100,9

101,5

103,3

103,1

Экспорт товаров, млрд. долларов США

253,2

400,4

335,41)

527,5

Импорт товаров, млрд. долларов США

148,7

248,7

205,01)

340,0

Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель

75,7

78,2

109,2

108,0


Примечание к таблице:

1) Оценка Минэкономразвития России.

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", с учетом поправки на неформальную деятельность.

3) С учетом поправки на неформальную деятельность.

4) Оценка Росстата.

5) Предварительные данные Росстата.

Таблица 2.2 - Инфляция и рост цен на продовольствие (прирост цен, в % к предыдущему месяцу)

Замедление роста потребительских  цен, наблюдаемое с середины I полугодия 2011 г., связано, прежде всего, со снижением  мировых цен на зерно и большинство  видов продовольственных товаров, ростом импортных продовольственных  товаров на фоне укрепления курса  рубля.

Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен  сыграли также принятые в конце 2010 - начале 2011 гг. Правительством Российской Федерации меры по насыщению продовольственных  рынков, в том числе по стимулированию импорта товаров. Отрицательный  вклад в инфляцию (-1,8 процентных пункта) внесло удешевление плодоовощной продукции с апреля по август 2011 г. на 28,45%, после ее роста за период 2010 год – март 2011 г. на 68%, чему способствовала временная отмена ввозных таможенных пошлин на картофель, ряд овощей в  межсезонный период. Также в связи  с высокими оценками ожидаемого урожая 2011 года упали цены на зерно, муку, подсолнечник и другие товары, что замедлило  рост либо привело к падению цен  на большинство социально-значимых товаров (хлеб, макаронные изделия, сахар, крупы, растительное масло).

2.3 Антиинфляционная  политика государства в 2011 г.

Причины инфляции в 2011 году:

- Рост тарифов на услуги  ЖКХ (в 2011 году повышение цен  на тепло-энергию в среднем  по стране составило 12%-14%, на  водоснабжение и канализацию  - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на  газоснабжение - на 17%. При этом  общий платеж не должен увеличиться  более чем на 15%);

- Рост цен на сахар  (на мировом рынке);

- Рост цен на говядину  и свинину;

- Рост цен на продукты (гречка, картофель);

- Рост ставок страховых  взносов во внебюджетные фонды  (с 26% до 34%);

- Увеличение бюджетных  расходов;

- Рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);

- Низкий уровень конкуренции  в основных отраслях экономики  (высокий уровень монополизации  экономики, большое число картельных  соглашений среди крупных предприятий  отрасли);

- Высокие таможенные барьеры  для продовольственных товаров  (пошлины на импорт);

- Сезонный фактор: недисциплинированные  бюджетные организации откладывают  большую часть расходов на  конец года, чем разгоняют инфляцию.

Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста  оптовых цен крупнейшие сети питания  и производители повышают отпускные  цены в рознице, что ведет к  увеличению темпов инфляции.

В начале 2011 года лидерами роста  стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В  среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные  товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

В марте на фоне других продуктов  особенно заметно подорожало пшено (+9%), на гречневую крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального набора продуктов  питания в среднем по России в  конце марта 2011г. Составила 2845,1 рубля  в расчете на месяц. За месяц его  стоимость выросла на 0,7%, а с  начала года - на 8,4%. В то же время  снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству  государства, снизились на 0,8%. Среди  других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в марте - компьютеры и  сотовые телефоны, зимняя обувь и  одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения артериального  давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты и проигрыватели.

В апреле среди продуктов  одним из лидеров по темпам увеличения цен стали куриные яйца - они  подорожали в среднем по стране на 6,2%. По-прежнему зарегистрирован заметный прирост цен на пшено и гречневую  крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных  товаров дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и  бензина).

В мае продовольственные  товары без плодоовощной продукции  подорожали на 0,2% и 10,9% соответственно. Непродовольственные товары стали  дороже на 0,8% и 5,9%. Цены на услуги выросли  за май на 0,7%, а за январь-май - на 8,2%.

По итогам пяти месяцев  цены на продовольственные товары выросли  на 14%.

В июне среди непродовольственных  товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%..

Цены на продовольственные  товары в июле снизились на 0.7%, что  внесло отрицательный вклад в  инфляцию (-0,3 п.п.), непродовольственные  товары в июле стали дороже в среднем  на 0.3%, что внесло в инфляцию данного  месяца 0,1 п.п. Наибольший вклад в  агрегированный ипц в июле внесли услуги (0,17 п.п.), подорожавшие на 0,6% (0,7% - в июне).

Государственная проверка выявила  также необоснованный рост тарифов  на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей  инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе  ЖКХ используются устаревшие нормативы  потребления, в частности, воды, что  влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов  на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11,5%.

Причины снижения инфляции в 2011 году:

- Низкий потребительский  спрос;

- Укрепление курса рубля  (усиление курса рубля способствует  понижению инфляционного давления);

- Стабилизация цен на  глобальных продовольственных рынках (2-3 кварталы);

- Замедление роста цен  на продукты на внутреннем  рынке;

- Рост объемов импорта  дешевой плодоовощной продукции;

- Снижение монетарного  давления;

- Сезонные факторы: снижение  цен на плодоовощную продукцию  в июле-августе.

Антиинфляционная политика государства в 2011 году.

- Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста  денежной массы в определенных  пределах);

- Продажа зерна из интервенционного  фонда (порядка 5,6 млн. Т зерна,  ежемесячный объем торгов будет  составлять до 500 тыс. Т зерна  (из них 100 тыс. - фуражного), проводились  они до конца июня 2011 года);

- Для поддержания стабильного  уровня цен на зерно на внутреннем  рынке в октябре 2011 года были  введены ограничения экспорта  зерна в пределах 24-25 млн. тонн (свыше этих пределов вводятся  повышенные тарифы);

- Ужесточение монетарной  политики - повышение учетной ставки;

- Повышение с 1 февраля  2011г. Нормативы обязательных резервов  по обязательствам кредитных  организаций перед юридическими  лицами-нерезидентами в валюте  РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер  обязательных резервов повысился  с 4,5% до 5,5%, по обязательствам  перед физлицами и иным обязательствам  кредитных организаций в рублях  и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

- Ужесточение антимонопольных  мер (по завышению цен на  лекарства, бензин и продукты);

- Регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

- Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне  таможенного союза) на ряд продовольственных  товаров (сахар, гречку, зерно);

- Заимствование денежных  средств на финансовом рынке  - операции на открытом рынке  (размещение евробондов РФ);

- Расширение валютного  коридора (гибкость курсообразования);

- Прекращение экспорта  бензина в мае и июне для  стабилизации ситуации на внутреннем  рынке. Экспортная пошлина на  бензин с 1 мая 2011г. Составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по  сравнению с изначально запланированной  на май пошлиной и на 44% - по  сравнению с действовавшей в  апреле. В июне пошлина увеличилась  до 415,8 долл.;

- Повышение ставки рефинансирования;

- Сокращение государственных  расходов на оборону и МВД;

- Сокращение государственных  инвестиций (оптимизация расходов  на федеральные целевые программы,  поддержку юридическим лицам  и ипотечным программам)

Информация о работе Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика Государства