Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- выявление социально-экономических последствий инфляции;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;

Содержание работы

Введение. 243
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствия 5
1.1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 5
1.2 Виды инфляции 14
1.3 Социально-экономические последствия инфляции 14
Глава 2. Особенности инфляции РФ и антиинфляционная политика государства 24
2.1 Проблемы удержания темпов инфляции в РФ 20
2.2 Анализ уровня инфляции на 2010-2011 гг. 22
2.3 Антиинфляционная политика государства в 2011 г. 24
2.3 Прогнозы инфляции на 2012 г 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 36

Файлы: 1 файл

инфляция курсовая.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

В 2011 году подавление роста  потребительских цен планируется  достигать в основном за счет средств  денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства  удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в  пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему  продукту (ВВП) значительно ниже, чем  в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

Пути совершенствования  антиинфляционной политики в РФ:

- Снижение ставок таможенных  пошлин;

- Изменения в налоговой  политике (снижение страховых взносов  в ПФ);

- Регулирование тарифов  естественных монополий (в пределах  инфляции предыдущего года). При  инфляции ниже 7% стоит увеличивать  тарифы на ту же величину, скорректированную  на 1%-2% сверху. В противном случае  основные отрасли будут терять  инвестиционную привлекательность;

- Ужесточение контроля  над ценами;

- Дотирование и возмещение  расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

- Создание финансового  фонда для регулирования ценовой  ситуации на продовольственном  рынке в стране (рост цен на  зерно - существенный фактор риска  повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на  рынке зерна оказывает определяющее  значение на ситуацию на продовольственном  рынке в целом).;

- В планах принятие  закона "о торговле" (фиксирование  цен на продукты, если цены  растут более чем на 30% в течение  30 календарных дней. Закон также  позволит принимать отдельные  законы по установлению цен  или предельных наценок на  любые товары);

- Ужесточение антимонопольного  законодательства (введение уголовной  ответственности за сговоры, ограничивающие  конкуренцию, так называемые картели);

- Для стабилизации цен  на бензин и ГСМ предлагается  согласование планов нефтяных  компаний по ремонту НПЗ с  профильными ведомствами; сезонное  резервирование топлива; закрепление  нормы по поставкам нефтепродуктов  на внутренний рынок в лицензиях  на месторождения с запасами  от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание  пошлин на сырую нефть и  темные нефтепродукты.

- Введение социальной  нормы потребления коммунальных  ресурсов: в пределах этой нормы  цены будут зафиксированы, превышение  же нормы будет тарифицироваться  по более высоким ценам;

- Перераспределение большей  части продовольственной продукции  на внутренний рынок. Предлагается  создание новой модели распределения  продовольственной продукции:

а) насыщение внутреннего  рынка;

б) создание резерва на предстоящий  период;

в) продажа на внешние  рынки.

На момент 2011 года действовала  модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

2.4 Прогнозы инфляции  на 2012г.

После ускоренного роста  потребительских цен в конце 2010 г. - начале 2011 г. в связи с засухой  и неурожаем во втором полугодии 2011 г. наблюдается снижение потребительской  инфляции. Достигнув максимального  значения в 9,6% в годовом выражении  к маю 2011 г., к августу она снизилась  до 8,2 процента. Прогнозируется, что  в 2011 году рост потребительских цен  не превысит 7 процентов. Замедление роста  потребительских цен связано  в основном с исчерпанием "эффекта  засухи" и со снижением мировых  цен на зерно и большинство  видов продовольствия с середины первого полугодия 2011 года. Положительную  роль также сыграли принятые Правительством Российской Федерации меры по сдерживанию  цен на рынках топливно-энергетических товаров, продовольственных товаров  и жилищно-коммунальных услуг. (табл. 2.3)

Таблица 2.3 - Структура роста  потребительских цен (в % к декабрю  предыдущего года)

 

Прирост цен

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ)

8,8

8,8

6,5-7

5-6

4,5-5,5

4-5

Продовольственные товары

           

из них без учета  плодоовощной продукции

6,9

9,4

6,5-7

5-6

5-5,2

4,5

Непродовольственные товары

9,7

5,0

6

5,1

5,9

5,2

Платные услуги населению

6

8,1

9,3-9,5

6,8-7

7,1-7,3

6,6-6,8

услуги организаций ЖКХ

20,6

6,9

10,3

9

5,6

4,1

прочие услуги

7,8

5,5

7,9-8,1

6,1-6,3

6-6,2

5,1-5,3


Влияние факторов, действующих  со стороны инфляции издержек, также  заметно ослабло к началу второго  полугодия. Так, в результате принятых мер в конце первого полугодия 2011 г. конечные цены на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения, упали на 13,7% (после  скачка цен в начале года на 17 процентов). Рост цен на горюче-смазочные материалы  сохраняется более умеренным  относительно динамики цен мирового рынка в связи с принятыми  мерами, направленными на преодоление  дефицита на внутреннем рынке (введение с мая повышенных экспортных пошлин). Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты  будет уменьшаться в связи  с возможным снижением мировых  цен на нефть.

Определенные риски могут  быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2011 году (на 17-20% в  годовом исчислении на уголь и  мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного  сезона конца текущего года и начала 2012 года. Вместе с тем, в начале 2012 года этот рост будет амортизирован  за счет переноса срока индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и тепловая энергия) на середину года. В результате рост тарифов  на услуги организаций ЖКХ в 2012 году снизится до 4,9% в среднем за год  к предыдущему году (в 2011 году - более 12%), а инфляция в целом - на 0,3 процентных пункта. В 2012 - 2014 гг. инфляция будет  постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. В 2012 году инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи  с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.

Значительные инфляционные риски могут быть связаны с  неопределенностью изменений внешних  условий. Так в негативном варианте развития мировой экономики и  варианте возобновления мировой  рецессии (варианты А и А2) уровень  инфляции может возрасти на 2-2,5 процентных пункта и вернуться к двухзначным  значениям в результате существенного  ослабления обменного курса. В случае продолжения роста мировых цен  на нефть и другое сырье (вариант  С), могут возникнуть риски импортируемой  инфляции, связанные с ростом цен  на бензин, зерно и другие продовольственные  товары.

В 2013-2014 гг. может усилиться  давление инфляции издержек в связи  с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и электроэнергию.

Заключение

Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как  развитых, так и развивающихся  стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает разной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться  как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования  производства, ибо рост цен оказывается  неизбежным результатом глубинных  процессов в экономике, объективным  следствием нарастания диспропорций между  спросом и предложением, производством  предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а  весьма устойчивый.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии  требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию  цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требует выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

На сегодняшний день одной  из главных задач политиков и  экономистов РФ является понижение  уровня инфляции.

Для этого особенное внимание уделяется демонополизации, ликвидации коррупции, созданию внутренней конкурентной экономики и реально развитого  гражданского общества.

Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих  сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному  повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге  общий рост потребительских цен  в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.

В начале 2011 года наблюдалось  значительное ускорение роста потребительских  цен. Однако благодаря действиям  Правительства Российской Федерации  и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года (по состоянию на 14 июня 2011 года) индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен  в пределах 6,5-7,5%.

На 2012 год поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 году –  до уровня, не превышающего 4-5%.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральной Банке Российской Федерации (Банке России)».
  4. Вахрин П.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Дело, 2009. – с. 255-267
  5. Гонтмахер Е., Малева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2011. - № 2. – с. 62-65.
  6. Греков И. Об оптимальном уровне инфляции / И. Греков // ЭКО. - 2009. - №8. - С.2-13.
  7. Дробышевский С. Возможные меры по снижению инфляции в России и оценка их эффективности / С. Дробышевский // Экономическая политика. - 2010. - №4. - С.73-82.
  8. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2009. — 574 с.
  9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб и доп. - М.: Владос. – 2008. – с.444
  10. Кураков Л.П. Экономическая теория. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. –с.998-1001
  11. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина.— Д34 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2007.— с.78-81.
  12. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления / С. Никитин // Экономист. - 2010. - №8.-с.23-26
  13. Никитин С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №4. - С.16-20
  14. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции / А.Орлов // Общество и экономика. - 2011. - № 4. - C.95-105.
  15. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм / Б. Плышевский // Экономист. - 2008. - №7. - С.25-33.
  16. Пашковский В. Особенности инфляционных процессов в России / В. Пашковский // Деньги и кредит. – 2011. - № 10. - С.49-54.
  17. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2008. – с.88-94 с.
  18. Селищев А.С. Макроэкономика / под ред. Леусского. – СПб: Питер. – 2010.- с.355
  19. Черепанов А. Борьба с инфляцией: от примитива к развитию // Ведомости. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения 23.04.2012).

Информация о работе Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика Государства