Инфляция и её социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Особенно ярко вопрос инфляции поднят в настоящее время, когда по причинам мирового финансового кризиса во всех странах, в том числе и в Беларуси, возник ряд проблем. Одна из этих проблем – обесценение денег – остро ощутима сегодня.
Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции, изучение инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи данной работы: дать определение понятия инфляции; выявить причины инфляционных процессов; изучить последствия инфляционных процессов и их воздействия на социально-экономическое положение страны и народа.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………... 4
Глава 1. Инфляция ………………………………………………………………. 4
Понятие инфляции …………………………………………………………. 4
Причины инфляции ………………………………………………………… 4
Виды инфляции …………………………………………………………….. 6
Экономические и социальные последствия инфляции ………………….. 8
Глава 2. Инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь …….. 11
2.1. Характеристика и социально-экономические последствия инфляционных процессов в Республике Беларусь ……………………………………………. 11
2.2. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь …………………. 14
2.3. Так как же пережить кризис? …………………………………………….. 17
Заключение ……………………………………………………………………… 18
Список использованных источников …………………………………

Файлы: 1 файл

инфляция курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Центральному  банку приходится наращивать объем  денежной массы и в том случае, когда у него берет взаймы правительство, покрывающее таким способом дефицит  государственного бюджета.

В указанных  ситуациях количество денег, находящихся  в обращении, возрастает. Если скорость, с которой увеличивается денежная маса, не выходит за рамки условия  долгосрочного равновесия денежного  рынка, то инфляции не будет, ибо в  экономику вливается столько денег, сколько необходимо для обслуживания более обильного потока товаров и услуг. Такую политику Центрального банка можно считать неинфляционной.

Но это бывает далеко не всегда. Гораздо чаще государство, стараясь подстегнуть производство, закрыть дыры в бюджете или преследуя иные цели, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Стремясь побыстрее покончить с сиюминутными проблемами с подключением к этому Центрального банка, государство наводняет экономику излишними денежными знаками и способствует ускорению инфляции.

Как же остановить инфляцию?

Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить  два момента:

  • рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Поэтому цель антинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным.
  • борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства  состоит в погашении инфляционных ожиданий. Необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Вторым неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких  денежных ограничений относится  к разряду сильнодействующих  регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение  бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и  уменьшая расходы государства. Решая данную проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового процесса может принести лшь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывои стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, заключается не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Четвертая задача антиинфляционной политики – сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.

Такие основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они  большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время уменьшить инфляционное напряжение.

Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика даст максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство принимает такие методы, как:

  • проведение разумной приватизации государственной собственности;
  • массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;
  • установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничить текущий спрос;
  • другие методы.

Правильно применяемые  долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят прямые результаты. Однако следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лшь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.

 

2.3. Так  как же пережить кризис?

Два основных совета, которые дают специалисты, звучат совершенно по-разному.

Первый из них: деньги надо тратить. При этом наиболее разумно выглядит совет покупать то, что вы планировали купить еще до начала кризиса.

Второй совет: лучше не тратить накопления, а  держать деньги под рукой, чтобы иметь возможность вложить их во что-то надежное.

Тут уже каждый должен сам решить, что лучше.

Сошлюсь на высказывание, сделанное уже достаточно давно  корифеем банковского дела Виктором Геращенко. Он советовал людям с  ограниченными финансовыми возможностями  не суетиться, поскольку они могут  запросто потерять все, что имеют.

Главный совет  – не впадать в панику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении однозначно можно сказать, что инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже давно. Считается, что такая болезнь экономики как инфляция появилась почти совместно с возникновением бумажных денег. Но если инфляция раньше возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах (например, во время войны), то в последнее время во многих странах она стала хронической.

Инфляция представляет собой мнофакторное явление, которое  проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивании денежных знаков по отношению к реальным активам. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Проведя анализ отечественной литературы, различных  печатных изданий, Интернет-ресурсов и, исходя из изложенных цели и задач работы, можно сделать следующие выводы:

  • современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.
  • наша страна не смогла уберечься от кризиса. В ходе мирового кризиса будет расти инфляция. Инфляция, выросшая в результате мирового финансового кризиса, больно ударит по бедным. В такой ситуации правительство Республики Беларусь должно будет компенсировать действие инфляции, чтобы сохранился платежеспособный спрос населения, который определяет возможность экономического роста страны.

Резюмируя все  выше сказанное, можно сказать: инфляция - это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических  же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ежеквартальный  научно-практический журнал “Белорусский экономический журнал”, №1/2012; Мн., 2012 – 130 с.

Ежемесячный научно-педагогический журнал “Народная асвета”, № 4/2012; Мн., 2012 – 14 с.

Ежемесячный производственно-практический журнал “Экономика, Финансы. Управление.”, № 11/2011; Мн., “Промкомплекс”, 2011 – 31 с.

Основы экономической  теории/ Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур; под  редакцией Н.М.Зубко, А.Н. Каллаур  – Мн., Вышейшая школа, 2006 – 253 с.

Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособ./ В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров  и др., под общей редакцией В.И.Борисевича, Г.А. Кандауровой – Мн.; Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001 – 380 с.

Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перер. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко – Мн.; БГЭУ, 1997 – 550 с.

Экономическая теория: Учеб. пособ./ под редак. А.И.Авраменко; 2-е изд., исп. и доп. – Мн.; Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004 – 352 с.

Электронный словарь  финансовых терминов/ www.finam.ru.




Информация о работе Инфляция и её социально-экономические последствия