Инфляция и методы борьбы сней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Причины происхождения инфляции…………………………..5
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………………….16
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ………………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...32

Файлы: 1 файл

инфляция реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:

-структурные мировые кризисы,  сопровождающиеся многократным  ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

- обмен банками национальной  валюты на иностранную вызывает  потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.4

Рассмотрим подробнее важнейшие инфляционные причины роста цен:

  1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
  2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
  3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.5 Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
  4. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
  5. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
  6. Инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции. Как  считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.1

Экономисты различают два типа инфляций: спроса и предложения.

Инфляция спроса –   повышение уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг) увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже использованы.

В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная  покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Существо инфляции спроса иногда образно  поясняют: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством  товаров».

Этот тип инфляции имеет место  в том случае, когда доходы населения  и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Рост массового спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий, при которых потребители, желая опередить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.

 Обратимся к одному из  основных равенств макроэкономики: MS•V=P•Q

Левая часть этого уравнения  определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.  Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. Сначала  объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.

По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.

Когда общие расходы  достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все  секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.

Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины  и механизм ее достаточно просты, поэтому  при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.

Второй вид - инфляция предложения или инфляция издержек, где рост цен объясняется возрастанием издержек, которые несут фирмы-производители.

Имеется два важных источника появления  инфляции издержек: увеличение номинальной заработной платы и повышение цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

Инфляция производителей гораздо  сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть цены к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.              Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – средние издержки при данном объеме производства – можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Кроме того экономисты выделяют третий вид инфляции – стагфляцию, которая представляет собой одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т. к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.

Таким образом, стагфляция - наихудшее из всех зол инфляции, сочетающее в себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. На практике, часто виды инфляции переплетаются, поэтому многие экономисты, как за рубежом, так и в нашей стране рассматривают инфляцию как многофакторное явление, противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны. Борьба с ней не может быть рассчитана на какой-либо конкретный срок и составлять экономическую программу нового лидера, но является постоянной, повседневной обязанностью правительства.6

 

2. Антиинфляционная политика

Каковы бы ни были якобы  «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь  относительно слабой, регулируемой, она  оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции  властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

Кроме того к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране;
  • явный или скрытый рост цен;
  • натурализация процессов обмена;
  • низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита;
  • опасность риска при инвестировании средств в долгосрочные проекты;
  • предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с производственной;
  • неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования;
  • изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения, структуры, географии;
  • снижение реальных доходов и жизненного уровня населения и т. д.7

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Последовательное развитие и смена теоретических предпосылок антиинфляционной политики в развитых странах отражают не только меняющиеся характеристики мировой экономики и тенденции в развитии экономической мысли, но прежде всего противоречивость  и недостаточную эффективность предлагаемых мер по борьбе с инфляцией. Понятно, что новый виток в развитии инфляционных процессов вызовет появление новых вариантов антиинфляционной теории. Однако уже на данном этапе у мирового сообщества сформировалось определенное отношение к обоснованию антиинфляционной политики. Эксперты ОЭСР указывают, что, разрабатывая антиинфляционную политику, нельзя базировать ее на излишне упрощенной механистической модели инфляции. В соответствии с этой точкой зрения желательно ориентироваться на многовариантный подход в определении методов борьбы с инфляцией.1

Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Информация о работе Инфляция и методы борьбы сней