Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:29, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Причины происхождения инфляции…………………………..5
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………………….16
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ………………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...32
Одной из причин ориентации
антиинфляционной политики на сжатие
денежного спроса стало возведение
в ранг официальной догмы монетаристск
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечение экономической безопасности страны и народа. Стратегия подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ в целях формирования рыночных отношений целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
Первоочередной
Снижение инвестиций в основной капитал в 1997 – 1998 гг., незначительный рост в 1999г. свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В рамках бюджета развития по состоянию на начало 2000 г. профинансированы полностью 65, частично – 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226 победителей конкурсного отбора в 1995 – 97 гг., полностью введены в действие лишь 52 или 38%.
Ключевое место в антиинфляционной политики занимает оздоровление и реформа бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Финансово-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджетных проблем за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга усилило зависимость российской экономики от внешних факторов – конъюнктуры мировых рынков, состояния переговоров с международными финансовыми институтами.
Для сдерживания инфляции важно закрепить наметившиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере – увеличение бюджетных доходов, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Не использован такой резерв как сокращение непроизводительных расходов на управление.
Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.
Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.
В антиинфляционной политике
важное место принадлежит регулировани
Важным направлением антиинфляционной политики как основной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы.
Для противодействия инфляции необходимо активнее использовать потенциал расширения кредитования национальной экономики в целях ее возрождения и увеличения товарного обеспечения рубля. Не менее важно формировать новый тип банка, более устойчивого к кризисным потрясениям и создавать банковские холдинги, банковские группы, транснациональные банки с участием банковского капитала России, других стран СНГ, иностранных банков. Также важно поддерживать российские банки за рубежом. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной зависимости динамики потребительских цен от снижения курса рубля к доллару рыночное регулирование цен не эффективно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
Состояние фондового рынка влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка. В середине 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой системы повысился с 200 до 400 пунктов за первое полугодие 1997 г. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО/ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 бюджетных расходов в конце 1998 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции.
Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г. способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая отечественные. Но главное – происходит импорт инфляции прежде всего из США. «Долларизация» экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением «черного» валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор ЦБ РФ за их исполнением.
Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. долл.), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижают возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований.
Целесообразно установить
обоснованный минимум золотовалютных
резервов, чтобы противостоять
Изучив соответствующую
Существует множество
Основываясь на фактах, касающихся особенностей инфляционной ситуации в России, можно сделать следующие выводы. Начиная переход к рыночной экономике по принципу "шоковой терапии", наши реформаторы и не подозревали, что столкнутся с совершенно новым для мировой науки явлением: инфляцией в технологически отсталой, почти полностью монополизированной, огромной по масштабам и слабо связанной с мировым рынком экономике. Опыт таких стран, как Чили или Польша, здесь попросту неприменим, не говоря уже о рекомендациях Международного валютного фонда. Рыночный режим функционирования монополизированного гиганта сейчас столь же не изучен, как методы регулирования конкурентной экономики во времена Великого кризиса.
Задачи реформаторы ставили очень конкретные: путем либерализации цен и внешней торговли выйти на рыночное равновесие, с помощью мирового рынка блокировать монополизм, ввести в разумные рамки инфляцию и курс рубля. Однако победила инфляция, а не правительство: курс доллара все время убегает вперед, ставя под сомнение все надежды на прекращение гонки цен.
Думается, что объяснение происходящему нужно искать не в отсутствии опыта, а в области теории. Реформаторы исходили из западных представлений о причинах инфляции, считая ее следствием избыточных финансовых ресурсов. И ошиблись во много раз при прогнозировании темпов инфляции, при оценке возможностей борьбы с ней монетаристскими методами.
Глубинной объективной причиной российской инфляции является сочетание двух крайне неблагоприятных факторов – технологической отсталости и монополизма. Каждый из упомянутых факторов сам по себе не так уж страшен. Отсталая конкурентная экономика может отгородиться от мирового рынка и добиться прекращения инфляции за счет политики финансовой стабилизации. Передовая монополизированная – способна в широких масштабах выходить на внешний рынок и, будучи жестко привязанной к мировым ценам, также избежать инфляции.
Сочетание технологической отсталости с монополизмом создает особую ситуацию. С одной стороны, недопустимо полностью изолироваться от внешнего рынка, отказаться от единственно возможной конкуренции. С другой – нельзя существенно вписаться в международное разделение труда из-за низкой экспортоспособности. Объективно неизбежным становится режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкрепляется необходимой степенью открытости экономики.
1 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 163.
2 Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2002.
3 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 148.
4 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 106.
1 Экономика. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. – М.: Изд-во Дело, 1997.
1 Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Изд-во Новости, 1991. – С. 484.
6 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999.
6 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 101 – 102.
1 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 273
.
8 Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2002.
3 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 274.
9 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 275
.
10 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 276
.
11 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 277 – 278
.
12 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 280
.
2 Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 1999. – С. 282.
13 Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2000.
14 Амосов А. Особенности инфляции и возможности противостоять ей // Экономист. – 1998. – №1. – С. 72.
15 Амосов А. Особенности инфляции и возможности противостоять ей // Экономист. – 1998. – №1. – С. 71 – 72
.
16 Красавина Л. Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности. // Финансы. – 2000. – №4. – С. 36 – 39