Инфляция как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах.
В данной работе освещается инфляция на современном этапе развития общества, ее виды с точки зрения теории.

Содержание работы

Введение 4
1. Виды инфляции 5
1.1. Инфляция как экономическая категория 5
1.2. Причины инфляции. 5
1.3. Виды инфляции 7
1.4. Альтернативные концепции инфляции 10
1.4.1. Инфляция спроса. 10
1.4.2. Инфляция издержек. 11
1.5. Влияние инфляции на перераспределение 12
2. Инфляция на современном этапе 14
2.1. Причины и специфика инфляции и в России в переходной экономике. 14
2.2. Пример Украины и зарубежных стран 17
2.3. Распространение инфляции в переходный период. Россия 18
3. Индекс потребительских цен 21
4. Методы борьбы с инфляцией. 23
4.1. Современная инфляции в мировой экономике. 23
4.2 Основные подходы антиинфляционной политики 25
4.3 Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу. 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

В системе планового ценообразования, существующей в прежние года,  была заложена концепция дешевых  ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция

этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующих высокую  степень не совершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь ускоряют этот процесс.

Параллельно начинается постепенное  вхождение российской экономики  в мировое хозяйство и прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается  воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной переработки сырья до конечного  потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта  продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).

Экономическая политика России имеет  другую направленность - скорейшая  либерализация этих цен и условий  экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основных генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995 г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно  сильных инфляционных ожиданий проводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

1.5. Влияние инфляции на перераспределение

 

Соотношение между  уровнем цен и объемом национального  производства допускает двоякое  толкование. Обычно реальный объем национального производства и уровень цен повышались или понижались одновременно. Однако примерно за последние двадцать лет было несколько случаев, когда реальный объем национального производства сокращался, в то время как цены продолжали расти. На минуту забудем о об этом и предположим, что при полной занятости реальный объем национального производства является постоянным. Считая реальный объем национального производства и доходов постоянными, легче выделить влияние инфляции на распределение этих доходов. Если размеры пирога - национального дохода - являются постоянными, как инфляция влияет на размеры кусков, которые достаются различным слоям населения.

Чтобы ответить на этот вопрос, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходов и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

Изменение реального дохода можно  приблизительно выразить следующей  формулой:

 

Изм.реал.дох.(%) = Изм.ном.дох.(%) - Изм.ур.цен(%)

 

Таким образом, если номинальный доход возрастет  на 10% в течение данного года, а  уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Наконец, следует  отметить, что инфляция по-разному  влияет на перераспределение в зависимости  от того, является ли она ожидаемой  или непредвиденной. В случае ожидаемой  инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе.

 

Инфляция  может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.

Во время  инфляции уменьшается реальная стоимость  срочных счетов в банке, страховых  полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной  стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы сбережений приносят процент, но тем не менее стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку.

Инфляция  также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам(получателям ссуды) за счет кредиторов(ссудодателей).

2. Инфляция на сорвеменном этапе

 

2.1. Причины и специфика инфляции и в России в переходной экономике.

 

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого  процесса зависит от конкретных экономический  условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного  процесса стали играть государственные  расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Чтобы лучше понять причины и  специфику инфляции необходимо рассмотреть  особенности системы планового  ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов  продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производится последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

Цены в России в течение последних  десятилетия повышались. Общий из уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1997 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые  ставки заработной платы, должна иметь  и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров  и услуг в командной экономике  можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке  С, равна уровню PC. Государство устанавливает  постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

 

Рис.1.

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.


Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является  основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен.

Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции необходимо кратко рассмотреть  реформу цен в России.

Реформа цен в России являлся  одной из задач правительственной  программы 1991года, однако проводилась  реформа без достаточного учета  перспективных шагов и грядущих изменений, вызванных ею, часть мероприятий  была не достаточно обдуманна, и, в связи  с этим, данный процесс в значительной степени вышел из-под контроля. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен  под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. Еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные  материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1).

Сравнительный рост цен

Таблица 1

Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Болгария (1991)

457

Чехословакия (1991)

54

Венгрия (1991)

33

Польша (1990)

249

Румыния (1991)

252


 

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной  промышленности либерализация цен  стала наиболее ощутимой, т.к. она  лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены возросли объем  денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации  лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована  уже в начале реформы.

 

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного  обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так  как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.

Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5% (см. табл.3)

Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы, является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов.

В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП1.

Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП2. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%  (см. табл.5).

Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли.

 

Абстрагируясь от макроэкономических показателей и причин согласно экономической теории хочу заметить следующее.

Слабая государственная власть и политическая нестабильность создают  чрезвычайно неблагоприятный климат для инвестиций и для долгосрочной производственной предпринимательской  деятельности. Наличие слабого правительства, общей нестабильности в обществе, недоработанности законодательства, плохого функционирования правоохранительных органов отрицательно влияет на общую обстановку в экономической системе: отсутствие инвестиций из-за их рискованности, особенно долгосрочных инвестиций в фондоемкие производства, нежелание населения делать сбережения, вывоз капиталов за рубеж, сокращение предпринимательской деятельности в области производства, наращивание доли спекулятивной деятельности и так далее.

Информация о работе Инфляция как экономическая категория