Инфляция как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах.
В данной работе освещается инфляция на современном этапе развития общества, ее виды с точки зрения теории.

Содержание работы

Введение 4
1. Виды инфляции 5
1.1. Инфляция как экономическая категория 5
1.2. Причины инфляции. 5
1.3. Виды инфляции 7
1.4. Альтернативные концепции инфляции 10
1.4.1. Инфляция спроса. 10
1.4.2. Инфляция издержек. 11
1.5. Влияние инфляции на перераспределение 12
2. Инфляция на современном этапе 14
2.1. Причины и специфика инфляции и в России в переходной экономике. 14
2.2. Пример Украины и зарубежных стран 17
2.3. Распространение инфляции в переходный период. Россия 18
3. Индекс потребительских цен 21
4. Методы борьбы с инфляцией. 23
4.1. Современная инфляции в мировой экономике. 23
4.2 Основные подходы антиинфляционной политики 25
4.3 Варианты и контуры российской антиинфляционной политики на перспективу. 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

Также неприятной особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ  частному бизнесу представляет собой  дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс  рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительными расходами.

Дефицит государственного бюджета, как  неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег.

 

4. Монетарная антиинфляционная политика

 

 

  • на первом этапе проводится конфискационная денежная реформа;
  • на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;
  • на третьем снижаются налоговые ставки.

На первом и втором этапе используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем - рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Постараемся проследить шаги нашего правительства в осуществлении  монетаристской программы. В конце 80х и начале 90 было проведено несколько  конфискационных денежных реформ, когда изымались из обращения практически все купюры высокого достоинства. Далее очень возросла цена кредита, были проведены и другие меры. И наконец совсем недавно были понижены налоги на производство. Более детально обо всем этом я расскажу в следующих главах.

 

А теперь это же с точки зрения теории.

Монетаристы, во главе с Милтоном Фридманом, обратили внимание на то, что  кейнсианские рецепты не дают кризису  до конца выполнить свою очищающую  функцию - освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя кейнсианской политике, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной степени сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и страна за сравнительно короткий срок вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому, наверное, кейнсианцы причины инфляции до конца убрать не могут.

Милтон Фридман считает, что  инфляция есть чисто денежный феномен  и развязан он неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета, последний нельзя перегружать. Надо искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал бы дополнительного финансирования.

Для этой цели они рекомендуют продавать  все, что только можно - ресурсы, информацию и так далее. Вести решительное  наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то необходима разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к  долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано у монетаристов с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

 

Сократить спрос можно при помощи денежной реформы конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у населения. Это сразу  значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым радикальным, но сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае  сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

Обе эти меры имели место в  новейшей российской истории и не привели ни к чему хорошему, кроме  потери веры у людей в государство  и общему недовольству населения.

4.3 Варианты и контуры российской  антиинфляционной политики на  перспективу.

 

Уменьшение темпов инфляции до относительно "безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и  уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.

Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции.  На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означает полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

    • предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;
    • создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант  развития и соответствующий комплекс мероприятий.

Несомненно, что в 1998-2000 г.г. расширение конечного спроса требует особого  усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

 

    1. Регулярная установка ориентиров ("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
    2. Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
    3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
    4. Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
    5. Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.
    6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
    7. С тем, чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время сохранение "валютного коридора".
    8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

 

В заключительный период (2001-2005гг) целью  подобной антиинфляционной политики целью предполагалось достичь сокращения инфляции до социально-безопасного уровня:1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Один был один из вариантов мер по развитию экономики и снижению инфляции.

Однако реальное развитие дел привело  к неутешительному результату, которым  явился осенний финансовый кризис 1998г. Огромный упор в проводимой политике ставился на стабилизацию курса рубля. Достигать это приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по ГКО, внутренним долгам.

В чем же была причина краха? Сейчас на этот вопрос высказывается множество мнений. Но объективная и глобальная причина была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета.

Кризис проявился в крахе  финансового рынка России, отказу государства платить по государственным  ценным бумагам, девальвации рубля  почти 150% росту курса доллара, что подвело всю экономику России к грани полного краха. Это выявило тот факт, что создавшаяся в последние время на рынке стабилизация, снижение темпов инфляции, были больше внешними признаками улучшения положения дел. В течение этого времени продолжался спад производства, рос процент экспортного товара, причем даже многие вновь созданные производства в России работали на зарубежном сырье. На рынок России было привлечено множество иностранных инвесторов (нерезидентов), которым государство продавало им свои государственные краткосрочные бумаги по высоким ставкам. Это же в значительной мере поддерживало функционирование многих банковских учреждений. России охотно давали кредиты, в то же время проценты по кредитам росли быстрыми темпами.

Крах всей системы ГКО и ОФЗ, невозможность ЦБ удержать доллар в рамках валютного коридора, невозможность государства выплатить по своим внешним и внутренним долгам (цифры различаются в разных источниках: примерно задолженность по процентам кредитов составляла порядка 17-20 млрд. долл., а бюджет же позволял рассчитывать лишь на 12, 3 млрд. долл.), показывает всю критичность сложившейся в экономике ситуации. При этом иностранные держатели ГКО и ОФЗ требуют возврата своих денег в полном объеме, не принимая условия предложенной схемы погашения.

Мнения только большинства западных экономистов, а так же и многих российских экспертов, говорят о  том, что провал последних кредитов МВФ для России положил конец  уверениям, что в иностранной  помощью можно купить рыночные реформы, деньги фонда значительно облегчали решение возникающих проблем, позволяя обходиться при этом без реформ экономической политики. При этом к последствиям относится то, что для оплаты кредитов фонда требуется повышать налоги на средний класс, который оплачивает эти кредиты. Генерировать экономический рост таким способом не возможно, так как роста при непомерных налогах и растущих процентных ставках не бывает.

Немаловажная причина была в  общем мировом кризисе и мировом  падении цен на нефть. Жесткая  привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.

Можно сказать, что Россия в своем  экономическом развитии была отброшена  на годы назад. Опасность ситуации заключается  в том, что в последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности практически за счет 60 % импортного товара. На данный момент встала реальная опасность создания товарного дефицита, т.к. восстановление промышленности требует долговременных усилий и значительных денежных вложений.

Результатом кризиса стал рост потребительских цен в России с 1 по 5 октября 1998г. на 0, 4% (сводка Госкомстата РФ). С 29 сентября по 5 октября темпы прироста цен составили 0, 6%. Цены в первую неделю сентября выросли больше, чем за два года. Темпы среднесуточного пророста цен уже в октябре сократились до 0, 086% против 1, 09% в сентябре, когда месячная инфляция составила 38,4%. Так же началась необеспеченная эмиссия: в сентябре денежная масса уже выросла на 12,5 млрд. руб. (т.е. на 8%). При этом не произошло ни адекватного увеличения ни валютных резервов ЦБ, ни заимствований. В то же время даны деньги идут на поддержку банковской системы и "латание" бюджетных дыр, поэтому это нельзя назвать тайной эмиссией, т.к. все социальные выплаты идут в рамках бюджета 1998г.

Прогнозы экспертов и специалистов международного валютного фонда говорят о том, что при нынешних политических условиях и уровне социальных обязательств государства (почти 40 млрд. руб. только по зарплатам и пенсиям), если в качестве единственного выхода будет принято решение об эмиссионном покрытии бюджета, то к концу года возможна инфляция в 400-500%, и месячные темпы роста составят 20%. А это уже почти гиперинфляция.

Каковы же возможные варианты выхода из кризиса? По этому поводу ведущими политиками и экономистами высказываются ряд мнений.

Без эмиссии.  Одна из ключевых задач как для ЦБ, так и для Минфина - удержать курс доллара и инфляцию от чрезмерного роста. Меры, предлагаемые правительством, заключаются в ограничении вывоза валюты из страны и, напротив, увеличении притока долларов в Россию. Для этого уже были существенно увеличены прокачки нефти за границу, а вывоз капитала в счет оплаты внешнеторговых контрактов сократился сам собой - нынешняя ситуация в России не способствует импорту.

Информация о работе Инфляция как экономическая категория