Инфляция: кейнсианский и монетаристский подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении инфляции, её кейнсианского и монетаристского подходов. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1)изучить теоретические аспекты инфляции;
2)выявить особенности возникновения и проявления российской инфляции;
3)проанализировать возможности применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...…31. Теоретические аспекты инфляции……………………………………….….....5
1.1 Понятие, типы и виды инфляции ……………………………….…….….…..5
1.2 Причины, последствия и механизмы регулирования инфляции в монетаристской теории.…………………………………….….............................7
1.3 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности в кейнсианской теории……………………………………………...........................9
2 Особенности возникновения и проявление инфляции в России………........12
2.1 Причины инфляции в экономике России……………………………………12
2.2 Динамика инфляции в российской экономике в 2002-2012 гг ...………….14
2.3 Социально-экономические последствия инфляции в России……………...16
3 Пути снижения и перспективы инфляции в России………………………….22
3.1 Антиинфляционная политика в России и пути ее совершенствования…..22
3.2 Применение кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании российской инфляции……………………………………………………..……...26
3.3 Прогнозы российской инфляции на 2013 год………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ЭТ.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, как уже отмечалось, подобная компенсация в принципе не может быть полновесной. В обстановке инфляции издержек государству не остается ничего, кроме компромиссных решений, при которых противоинфляционные добавки к доходам не полностью покрывают потери от роста цен. Каким бы ни был компромисс подобного рода, уменьшение реальных доходов неминуемо.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию  будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления  фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Непременный спутник открытой инфляции — быстрое социальное расслоение населения, углубление имущественного неравенства. Это происходит хотя бы потому уже, что немало благ относится к разряду товаров неэластичного спроса, входящих в любой потребительский набор. Хлеб, спички, молоко нужны и бедным, и богатым. Но если для бедных постоянное подорожание таких товаров оборачивается прямым снижением жизненного уровня, то для богатых оно ведет лишь к сокращению сбережений, текущее же потребление этой части населения может остаться неизменным, даже возрасти. Получается, что в механизме инфляции заложено и перераспределение доходов. Причем явно несправедливое.

Ухудшению качества жизни немало способствует эффект инфляционного налогообложения (bracket creep effect). Он проявляется только там, где существует прогрессивная система подоходного налогообложения. Если происходит открытая инфляция, налогоплательщик, регулярно получая денежные компенсации, становится обладателем все более высокого номинального дохода. Но это перемещает его из одной группы налогоплательщиков в другую. Когда человек зарабатывал, к примеру, 300 руб. в месяц, он относился к группе с доходами, скажем, до 350 руб. Но, получив сторублевую противоинфляционную надбавку к заработной плате, он оказывается уже в другой группе налогоплательщиков — той, что определяется доходами 350 — 450 руб. в месяц. Следовательно, налогоплательщик, передвигаясь от одной группы к другой, отдает государству все большую часть своего заработка.

Подчеркнем, что такое передвижение идет помимо воли человека и никак им не контролируется. Ведь доход вырос не потому, что он стал лучше трудиться, повысил квалификацию или нашел новое, высокооплачиваемое рабочее место. Вверх по шкале налогообложения его несет волна инфляции. Отсюда следует, что в условиях открытой гиперинфляции, когда с огромной скоростью увеличиваются и цены, и доходы, можно угодить под чрезвычайно жесткий налоговый пресс. He исключен и вариант, в котором сумма, оставшаяся после вычета возросшего прогрессивного налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.

Что можно противопоставить такому эффекту? Помимо комплекса мер антиинфляционного регулирования, требуется еще и совершенное налоговое законодательство. В нем, в частности, хорошо бы предусмотреть принцип регулярной автоматической коррекции ставок подоходною налогообложения в зависимости от динамики индекса цен.

Инфляция негативно сказывается  не только на благосостоянии людей. Немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции неминуемо  происходит эрозия стимулов к труду. Такая инфляция, будучи одной из главных причин товарного дефицита, вынуждает к нормированному натуральному распределению предметов потребления. Увязать же такие нормы с эффективностью труда практически невозможно, а это приводит к различным вариантам уравнительного распределения, которое и губит экономический интерес, вслед за ним — эффективность экономики.

Открытая инфляция тоже не сулит  производству ничего хорошего. Когда  она выходит из-под контроля государства  и принимает острые формы, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Все дело в том, что инфляция поражает его центральное звено — систему цен. Чем она сильнее, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы для капиталовложений, дезориентируют их. Отсюда — неизбежность отраслевых и региональных диспропорций.

Если посмотреть на ситуацию глазами  предпринимателя, покупающего рабочую  силу и материальные ресурсы, окажется, что издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Выходит, что зачастую выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, но все более дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология порой приносит больше прибыли, чем новая. Тормозящее влияние этого обстоятельства на научно-технологический прогресс очевидно.

Учтем еще и то, что в обстановке открытой инфляции повышению эффективности  произ­водства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития: поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясностью перспектив финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами, превращать их в срочные депозиты.

Некоторые экономисты считают, что  достичь полной занятости можно  только при довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но реальный объем национального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок. Если совокупные расходы увеличатся в такой степени, что экономика войдет во второй отрезок, обнаружится, что для того чтобы достичь более высокого уровня реального объема национального производства наряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, то есть с некоторым уровнем инфляции.

Конечно, если дальнейшее увеличение совокупных расходов продвинет экономику  вверх, то эти расходы станут чисто  инфляционными, потому что будет, достигнут  такой уровень реального объема производства, когда оно работает на полную мощность и обеспечивает полную занятость.

Инфляция подавляет бизнес-активность. Надо понимать, что для бизнеса  инфляция – это, прежде всего, налог. Действительно, предположим, что для  нормального функционирования бизнеса  компания должна обладать оборотным капиталом в 1 млн руб. Пусть инфляция равна 100% в год. Тогда, чтобы бизнес нормально функционировал в следующем году (при прочих равных условиях), компания должна увеличить свой оборотный капитал до 2 млн руб. Может она это сделать только из прибыли, а на прибыль, естественно, существует налог в размере 24%. Таким образом, чтобы восстановить свой оборотный капитал, нашей компании необходимо получить прибыль в размере 1316 тыс. руб. и заплатить на нее налог в размере 316 тыс. руб. (24%). Рост цен, конечно, облегчает проблему получения прибыли, но все же цены выросли «только» вдвое, а прибыль необходимо увеличить более чем в 2,3 раза. «Утешительный приз» для компании здесь в том, что потребитель, видя, что деньги «тают», стремится израсходовать их как можно быстрее, что хорошо стимулирует спрос.

Инфляция подавляет склонность к сбережениям. И это правда, хотя тоже с оговорками. Действительно, склонность к сбережению пострадала бы гораздо  меньше, если бы отечественная банковская система обеспечивала положительную доходность по срочным вкладам. Физические и юридические лица, зная, что вне зависимости от уровня инфляции им обеспечен положительный (в реальном исчислении) прирост по вкладам, к инфляции относились бы много спокойнее. Современный отрицательный процент здесь – не столько результат инфляции, сколько специфика функционирования наших банков. Почему реальный процент по вкладам отрицателен? Следствие ли это неумения, нежелания или отсутствия рыночной необходимости для банков обеспечивать положительный процент – самостоятельная проблема, имеющая лишь косвенное отношение к инфляции.

Социальные последствия инфляции вполне очевидны. Рост заработной платы  в конечном счете, возможно, и соответствует  темпам инфляции, но всегда запаздывает, особенно в бюджетной сфере. Таким образом, если налоговые доходы бюджета растут почти в точном соответствии с темпами инфляции, население, как и бизнес, получает свою инфляционную «компенсацию» позже, а значит (в силу природы инфляции), в меньшем объеме. Проблема компенсации инфляции в пенсионных и других социальных выплатах из-за инерционности механизма принятия решений стоит еще острее.

 

3  Пути снижения и перспективы инфляции в России

 

3.1 Антиинфляционная политика  в России и пути ее совершенствования

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Правительство каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы:

1. Регулирование общей массы  денег через управление ими  центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного  процесса коммерческих банков  через управление ими центральным  банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

Прямые методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен;

3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что  задача полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед  собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Одним из основных механизмов, стимулирующих  потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень  инфляции.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:

-    политика обязательных  резервов;

-    уровень процентной  ставки Центрального банка;

-    регулирование объемов  рефинансирования коммерческих  банков;

-    операции на открытом  рынке. 

В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении и уровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)

Рис. 3.1. Система регулирования уровня инфляции

 

Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

1. Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии  с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования цен  и доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции  или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий  период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Реализация комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.

Можно выделить следующие направления  антиинфляционной политики в Российской Федерации:

1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых. Однако  это осуществимо только в том  случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

Информация о работе Инфляция: кейнсианский и монетаристский подходы