Инфляция: понятия , причины, формы, механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности инфляционных процессов в современной России, рассмотреть экономическое содержание этого понятия.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возниrновения инфляции;
- рассмотреть особенности инфляции в РФ в современный период;
- выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
- выяснить уровень и особенности инфляции в 2010-начале 2012гг;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ…………………………….
1.1.Понятие инфляции………………………………………………………
1.2.Виды инфляции………………………………………………………….
1.3.Причины возникновения инфляции…………………………………..

2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………..
2.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов……….
2.2 Инфляция в России за 2005-2011 гг…………………………………….
2.3.Показатели измерения инфляции……………………………………….

3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………………………………
3.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики…………
3.2. Антиинфляционная политика……………………………………………
3.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРИЧИНЫ МЕХАНИЗМЫ.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых  цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.

"Открытие" экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

Взаимосвязь спада  производства и инфляции проявляется  в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно  растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное  представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

Двустороннюю  связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду.[12, 70-71 c].

 

2.2 Инфляция в России за 2005-2011 гг

 

Инфляция в России за 2005 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2005 года, причём в январе она достигала 2,6%. С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2005 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2004 году. Продовольственные товары в России в 2005 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2005 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2005 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2005 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%). [10]

За  первые полтора месяца 2006 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Сейчас годовой прогноз инфляции спешно увеличен до 9%, но если учесть, что рост цен уже достиг прошлогодних темпов, то и эта цифра окажется под вопросом. В аппарате правительства пока что не придумали новых мер по борьбе с инфляцией и поручили это Минфину. В министерстве, в свою очередь, говорят, что главная мера - не допустить растрату Стабфонда, которой добивается правительство.Согласно последним данным статистики, цены с начала года стремительно растут. Еще недавно правительство, планируя инфляцию на этот год, называло оптимистичные цифры - от 7 до 8,5%. Примерно столько чиновники обещали и в прошлом году, но в итоге ценой неимоверных усилий Центробанка и Минфина рост цен удалось сдержать в пределах 11%. В этом году ситуация, возможно, будет еще хуже. За полтора месяца рост цен практически достиг прошлогоднего - 3,2%. Некоторые продукты уже подорожали более чем на 10%. Расходы государства продолжают быстро расти, а производство не успевает - вот и появляются "лишние" деньги, которые стимулируют рост цен.В аппарате правительства, впрочем, не драматизируют ситуацию. "Те меры, которые были приняты в прошлом году, продолжают действовать", - рассказал журналистам высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он пояснил, что цены ЖКХ в этом году вырастут не более чем на 20%, квоты на ввоз импортного мяса увеличены, так что дорожать оно не должно, бензин долгое время был "заморожен", а инвестпрограммы естественных монополий скорректированы так, чтобы не стимулировать рост цен. Впрочем, все эти решения были приняты в прошлом году, и если бы их не было, то инфляция, по некоторым оценкам, превысила бы 15% и стала неконтролируемой. Но в этом году даже с учетом принятых мер цены растут все быстрее, а новых мер, по словам источника, в аппарате правительства пока не придумали. Зато придумали, кто будет отвечать. "Даны поручения Минфину и Центробанку, чтобы они приняли исчерпывающие меры, которые бы не позволяли инфляции расти такими высокими темпами", - сообщил сотрудник аппарата. 
"У нас эти меры уже были готовы еще до поручения", - сообщили на это "Известиям" в Минфине. По словам представителя министерства, главная мера - не допустить роста расходов государства, которого добивается аппарат правительства. Речь, например, идет о растрате Стабфонда. То есть о новом увеличении "цены отсечения" нефти, свыше которой сверхдоходы бюджета перечисляются в Стабфонд. Если эту цену увеличить, то бюджет получит дополнительные доходы, которые будут потрачены внутри страны, а значит, появится новый стимул для роста цен. Кроме того, важнейшей мерой по борьбе с инфляцией в Минфине считают скорейшее принятие и жесткое выполнение трехлетнего финансового плана. Этот документ сейчас продолжают дорабатывать в аппарате правительства, и, по словам чиновника из Минфина, его "выхолащивают", чтобы сделать менее жестким. Тогда как именно жесткий контроль за расходами может помочь от роста цен. Еще одна важнейшая антиинфляционная мера, по мнению Минфина, - не допустить снижения НДС до 2008 года. Очевидно, что предлагаемые меры расходятся с политикой аппарата правительства. А это значит, что конфликт между членами кабинета министров далек от разрешения и единого мнения о том, как бороться с инфляцией, в ближайшее время не появится. Цены продолжат расти, и ближе к осени, как и в прошлом году, этой проблемой придется заниматься лично президенту. Напомним, что именно Владимир Путин собрал тогда министров и потребовал от них экстренных мер, которые в итоге и позволили избежать неконтролируемой инфляции[11,30].

2.3.Методы измерения инфляции

 

К показателям измерения  инфляции относят:

1.Индекс цен.

Для вычисления индекса  цен берут соотношения между  совокупной ценой товаров и услуг  определенного набора (“ рыночной корзины “) для временного периода  и совокупной ценой идентичной или  сходной группы товаров и услуг  в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

 индекс цен            цена “ рыночной корзины   “ в данном периоде

в данном      =       _________________________________________      х  100

периоде, %               цена аналогичной “ рыночной корзины  “  в         

                                                        базовом периоде

 

На практике чаще используются индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и  индекс оптовых цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

                                         p= ,

где Р – средний уровень цен в текущем году; - средний уровень цен в прошлом году.

       Таким образом,  в данной главе показана эволюция  развития инфляции в России. Можно  сказать, что в 90-е годы  в  России возникли все виды существующей  инфляции. Конечно это было ужасное состояние экономики. Самая страшная по уровню галопирующая инфляция – рост цен в 1000 раз. Также в работе рассмотрены методы изучения инфляции-индекс цен.

 

 

 

 

 

 

 

3 МЕТОДЫ  БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА

3.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики

 

       Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы

    • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы

Прямые методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

    • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    • Государственное регулирование цен;
    • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

3.2. Антиинфляционная политика

 

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной  политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая  деятельность сопряжена с издержками.  Инфляция может получить толчок, так  как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения  еще выше, и, следовательно, попытки  остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению  инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.

Предположим, что с замедлением  темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу  жестокого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы  создать видимость своей непоколебимой  решимости раз и навсегда покончить  с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой  инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных  со спадом, элемент, инспирированный  затратами. Понимая, что нет необходимости  настаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно.

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и  многое другое становятся нечувствительными  к инфляции, если в ответ на изменения  цен осуществляется корректировка  номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется только для  того, чтобы облегчить жизнь в  условиях инфляции. С этой целью  индексация применялась в таких  странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными  и даже трехзначными цифрами. Однако некоторые экономисты, в том числе  и Милтон Фридман, высказали предположение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные  с нею неприятности.Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится.

Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока — скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть — требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

 «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

Стабилизация обменного  курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые  стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит  в том, каким образом происходит приспособление к этому росту  спроса на деньги. Изменение денежной базы (или количества денег высокой  эффективности) равно изменению  объема внутренних кредитов плюс изменение  валютных резервов. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

Информация о работе Инфляция: понятия , причины, формы, механизм