Инфляция: понятия , причины, формы, механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности инфляционных процессов в современной России, рассмотреть экономическое содержание этого понятия.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возниrновения инфляции;
- рассмотреть особенности инфляции в РФ в современный период;
- выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
- выяснить уровень и особенности инфляции в 2010-начале 2012гг;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ…………………………….
1.1.Понятие инфляции………………………………………………………
1.2.Виды инфляции………………………………………………………….
1.3.Причины возникновения инфляции…………………………………..

2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………..
2.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов……….
2.2 Инфляция в России за 2005-2011 гг…………………………………….
2.3.Показатели измерения инфляции……………………………………….

3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………………………………
3.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики…………
3.2. Антиинфляционная политика……………………………………………
3.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРИЧИНЫ МЕХАНИЗМЫ.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением  новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в "отбрасывании нулей" сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

Наконец, возможна конфискационная  реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком  смысле страны часто вступают в гиперинфляцию  из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса  получить заем, чтобы с его помощью  увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной  помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

 

3.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией

 

       На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит т.н. компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филлипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

 Естественным называют  такой уровень безработицы, при  котором динамично уравновешиваются  факторы, влияющие на изменение  заработной платы и цен. При  нем достигается умеренная взаимная  стабильность цен и заработной  платы. Естественный уровень должен  отвечать следующему важному  требованию: занятость должна быть  достаточной для эффективного  развития экономики. Безработица  при естественном уровне равна  сумме фрикционной и структурной  ее частей при отсутствии циклической  безработицы.

Проблема необходимости  платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, что  количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической  вредности даже незначительного  роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить  человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и  получить в итоге большее количество продукта.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется  спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал  опыт многих стран в 60-70е годы, может  усиливать инфляцию. К тому же большие  бюджетные дефициты ограничивают правительственные  возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  авторами-сторонниками монетаризма  в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства  многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению  заработной платы - третий метод. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигает  объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно  воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме  управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей  стране носит, во-первых, структурно-системный  характер, то есть порождена сложившейся  структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2005. – 895
  2. Белоусов А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 г. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2005.
  3. Вальтух К. К экспертизе “Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Новосибирск, 2009. – 253с.
  4. Вальяно Д. Информационные технологии: расходная статья или фактор роста? // Межрегиональная группа ученых – институт проблем новой экономики.2009. № 2-3. – 360с.
  5. Вечканов  Г. С.  , Макроэкономика , Санкт- П. 2007г.
  6. Глазьев С.Ю. «Кудрявая экономика» // Политический журнал. 2009. № 43–44.  300с.
  7. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. – 400с.
  8. Господарчук Г.Г. Деньги для Российской экономики // Деньги и кредит. 2008. №12.  – 52с.
  9. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 2009. -  250с.
  10. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2008
  11. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.,2006, гл. 17.
  12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 2010
  13. Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. – 2008.-№12. -45 с.
  14. Жукова  Е.Ф. деньги , кредит , банки. ЮНИТИ, М:2006г.
  15. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Условия и потенциал развития РИК // проблемы прогнозирования. 2007. №4.
  16. Карачаровский В. Конкуренция капитала и новая экономика // Экономист. 2008. №12 .
  17. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ. — М.: Изд-во МГУ, 2010
  18. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 2006 - Т. 1.
  19. П. Хейне. Экономический образ мышления. - М., 2008
  20. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. , 2006
  21. Социальная статистика: Учебник / Под  ред. Чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с. : ил.
  22. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2009.
  23. Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. ,2007
  24. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФА-М, 2006 – 480 с.
  25. Консультант  плюс «Финансовые и бухгалтерские  консультации», 2007 № 1
  26. Сводный статежегодник, 2008г.
  27. Деньги и кредит , 4/2010 г .
  28. Деньги и кредит, № 12, 2008г.
  29. http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0
  30. http://www.izvestia.ru/economic/article3077519

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Инфляция: понятия , причины, формы, механизм