Инфляция: причины, формы, последствия и способы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….….
3
Глава 1. Понятие инфляции, ее виды и способы регулирования……
6
1.1 Понятие инфляции, ее причины ..……………….……….……….…...
6
1.2 Сущность и виды инфляции .………………...………….……….……
12
1.3 Способы регулирования инфляции ……..………….……….…..……..
22
Глава 2. Последствия инфляции и антиинфляционная политика ..
28
2.2 Социально-экономические последствия инфляции …….….……….
28
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России …...…………
31
Глава 3. Влияние инфляции на различные экономические процессы……………………………………………………………………

35
Заключение………………………………………………………………..….
41
Список использованной литературы……………………………….………
44

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Однако, в силу особенностей конкретных факторов роста издержек, пока будет проходить дезинфляция, могут возрасти "трансакционные издержки" (если можно так выразиться) использования этих методов до политически и социально неприемлемого уровня. Но, возможен и другой вариант: требуется конкретный анализ.

Инфляция издержек не является специфической закономерностью  переходного периода от централизованно  планируемой экономики к нормальной рыночной системе. Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.

- снижение роста производительности  труда и падение производства.

- Возросшее значение  сферы услуг (оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства).

- возросшее значение  сферы услуг (более медленный рост производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, но большой удельный вес заработной платы в общих издержках производства).

- ускорение прироста  издержек и особенно заработной  платы на единицу продукции (экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда, в то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены»).

- Энергетический кризис (он вызвал в 70-х годах огромное  вздорожание нефти и других  энергоресурсов).

Административная инфляция

Административная инфляция порождается волей государственных  органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. Такая инфляция проявляется во взвинчивании тарифов  на железнодорожные перевозки, платы  за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.  В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

Инфляция  спирали цен и зарплат

Инфляция спирали цен  и зарплат близка по характеру  к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается  повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

Такая ситуация существовала в России в 1992-1996 гг., когда вслед  за ростом цен увеличивалась заработная плата работникам бюджетной сферы.

Такая же ситуация возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после девальвации и роста курса доллара вынудило Правительство заложить в бюджет России на 1999 и 2000 г. определенные средства на повышение заработной платы государственным служащим.

Очевидно, что все, описанные  выше, виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Подведем итоги: на первом шаге инфляция может генерироваться из двух противоположных источников: со стороны спроса (с роста цен на конечный продукт, который (рост цен) распространяется затем на инвестиционные товары и сырьевые ресурсы), со стороны предложения (с роста цен на сырьевые ресурсы, распространяемого затем по цепочкам вплоть до конечного продукта).

Независимо от источника  своего первого шага, для продолжения,  инфляция нуждается в росте денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.

Единственный след исходного  различия источников инфляции, который  последняя сохраняет на всем протяжении своего существования - это продолжительность  периода дезинфляции, т.е. различия во времени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов, регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции в случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.

 

 

 

 

 

 

1.3 Способы  регулирования инфляции

Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой  опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством  создания соответствующей функциональной экономической системы.

Под функциональными  экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание  равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

Структурообразующими  элементами функциональной экономической  системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная  политика Центральных банков или  аналогичных им учреждений, которые  наиболее активно используют такие  инструменты регулирования как:

- уровень процентной  ставки Центрального банка;

- политику обязательных  резервов;

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование коммерческих  банков.

В связи с тем, что  инфляция несет в себе серьезные  угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг- это непрерывное  наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления.

Проблема макрорегулирования экономики и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической  науке и практике. Условно всю  государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

- бюджетная;

- социальная;

- налоговая;

- ценовая;

- кредитно-финансовая;

- промышленно-инвестиционная;

- внешнеэкономическая;

- эмиссионная.

Бюджетная политика –  это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика - это политика регулирования  и достижения сбалансированности между  товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством  кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика - это  политика, направленная на регулирование  и поддержание (с помощью изменения  объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при  изменениях в объеме ВВП, поскольку  для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

Поскольку инфляция влияет на все стороны экономической  жизни, то основной целью макроэкономического регулирования в первую очередь является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

Номинальный (денежный) доход - это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г. - около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г. стоила 20коп., а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 5000руб. в 2002г. можно было купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда  берется при одной покупательной  способности денег, а возвращается, когда в результате инфляции на эту сумму можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой - сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.

Поскольку в период сильной  инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики – от домохозяйства, фирмы до государства – в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.

Способами адаптации  для домашних хозяйств являются перестройка  бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое  возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств  вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

Информация о работе Инфляция: причины, формы, последствия и способы регулирования