Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г.; США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции в период Французской революции 1789–1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Введение - 3 -
1 Инфляция как многофакторный процесс - 4 -
2 Причины инфляции - 5 -
3 Измерение инфляции - 8 -
4 Основные виды инфляции - 10 -
5 Инфляция спроса и предложения - 15 -
6 Экономические последствия инфляции - 22 -
7 Государственная система антиинфляционных мер - 27 -
Выводы - 31 -
Список использованных источников - 33 -
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста: а) сбалансированная инфляция; б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причём в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырьё подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар всё же удастся реализовать.
Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но ещё страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: а) ожидаемую; б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надёжности; неожидаемая – возникает стихийно, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и всё население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т.д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляций не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой – особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Таким образом:
Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырёх комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация № 1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т.е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Несбалансированность
и непредсказуемость инфляции разрушает
психологическую устойчивость людей,
которые всё менее надеются на торможение
роста цен. Большинство развитых стран
тяготеет к умеренной инфляции, нарастание
инфляции от умеренной через галопирующую
к гиперинфляции не является неизбежным.
Настойчивая государственная политика
в силах если не остановить рост цен, то,
по крайней мере, сделать его более ожидаемым
или сбалансированным. К сожалению, от
отдельных предприятий здесь мало что
зависит. Влияние на правительство могут
иметь только ассоциации промышленников,
мощное промышленное лобби в парламентах.
5 Инфляция спроса и предложения
Выше
говорилось, что инфляция является
результатом нарушения
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Рассмотрим более подробно инфляцию спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. Во многих странах это не так, поскольку нет конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастает, незагруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
Механизм инфляции спроса в странах Восточной Европы (дефицитная экономика) кардинально отличается от классической западной модели.
Прежде чем мы попытаемся сравнить оба механизма инфляции спроса, отметим, что в первом механизме (постсоциалистическом) цены растут одновременно с нарастанием дефицита. В классическом же механизме рост цены сочетается с ростом производства, увеличением изобилия материальных благ.
Рост
спроса перемещает точку равновесия
как бы в северо-восточном
Экономика дефицита, как видим, перевернула логику классического рынка с ног на голову: спрос стал предложением, а предложение – спросом. К сожалению, подобная зеркальная перевернутость рыночной системы может оказаться весьма устойчивой. Пока это будет так, копирование западных микро- и макроэкономических рецептов процветания и государственных путей к нему (антиинфляционная политика, налогообложение и др.) будет приводить к обратному отрицательному результату. Пример тому – дефицитный механизм инфляции спроса, приведенный выше: цена растет при одновременном ускорении экономического спада, ведь количество продукции уменьшается.
Реальная
причина отмеченного «
Итак, денег стало больше. Их увеличение – источник нарастания финансово-спекулятивных операций. Одновременно с нарастанием денежного кома снизился объем производства, дефицит усилился. Это поможет предприятиям – монополистам получить ещё большую номинальную выручку на следующий год и т.д. до бесконечности, точнее до полного развала экономики, если не будут приняты сильные антиинфляционные меры.
Со временем подобный механизм может стать устойчивым. Из всей суммы предприятий будут постепенно разоряться те, которые менее монополизированы. Спрос на их продукцию будет относительно снижаться, быстрее, чем у других.
Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения (издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и проч.).
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих не денежных факторов на процессы ценообразования.