Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г.; США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции в период Французской революции 1789–1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Введение - 3 -
1 Инфляция как многофакторный процесс - 4 -
2 Причины инфляции - 5 -
3 Измерение инфляции - 8 -
4 Основные виды инфляции - 10 -
5 Инфляция спроса и предложения - 15 -
6 Экономические последствия инфляции - 22 -
7 Государственная система антиинфляционных мер - 27 -
Выводы - 31 -
Список использованных источников - 33 -
Дефицитная экономическая система имеет свой особый механизм инфляции предложения (по аналогии с инфляцией спроса). Напомним, что логика спроса здесь как бы «перевернута»: дефицитный рост рыночной цены в сочетании с пессимизмом рациональных ожиданий населения и бизнеса, неопределённостью конъюнктуры провоцирует нарастание спроса в количественном измерении. Короче говоря, чем дороже товар, тем больше его берут. Логика предложения также «перевернута» по сравнению с классической: чем дороже товар, тем меньше его производят. Главная причина отмеченных нелогичностей - накапливающаяся дефицитность экономики, подкреплённая технико-экономическим монополизмом всех уровней и окрасок.
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса.
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. «Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет, готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев двигателя – это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособного коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие сопряжённые издержки». Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции.
Ориентация на товарные группы со стабильной доходностью недостаточна, поскольку реально их трудно «отследить», вычленить и зафиксировать по причине скачкообразной несбалансированности роста соотносительных цен. Сейчас идёт постоянный текущий пересчет отношения затратности и доходности всех вариантов практически любого бизнеса.
Таким образом, реальный вариант выживания – многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций. В этом суть тактики инфляционного ожидания предприятия. Естественно, что в наименее выгодном положении оказываются коллективы, технология производства которых не позволяет работать рывками, прерывание производства невозможно. Пример – доменную печь нельзя остановить с целью ожидания более благоприятного соотношения цен между затратами и доходностью её эксплуатирования. Добавим, что непрерывность можно понимать и как необходимость поддержания квалификационного уровня специалистов.
6 Экономические последствия инфляции
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции: - перераспределение доходов и богатства; - отставание цен государственных предприятий от рыночных; - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги; - ускоренная материализация денежных средств; - нестабильность экономической информации; - падение реального процента; - обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое из них – перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально – только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмёт по той же причине – непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. XX века (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счёт кредиторов.
Понятно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключён на 5 лет вперед и, причём, без должного учёта возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т.е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т.д.
Второе последствие инфляции – отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен гос.предприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
Практический совет предприятиям – вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.
Третье
последствие
Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учётом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.
Еще одно последствие несбалансированной инфляции – население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с “затовариванием” складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров всё чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же ещё меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.
Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.
И
в завершение особо отметим, что
рост инфляции практически всегда сочетается
с высокой, хотя и неполной занятостью
и большим объемом
Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А. Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен.
Отметим
заранее, что зависимость снижения
(стабилизации) инфляции ценою роста
безработицы лежит в основе многих
государственных
7 Государственная система антиинфляционных мер
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба подстать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.
Начнём с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен ещё больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для России – это 70 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов – одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много её подвариантов. В 60-70-х гг. прошлого века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.