Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Каждый из нас стремится жить, как можно лучше. Однако это сделать не так-то просто и легко. Издавна эту проблему решали люди разными способами. Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Потребности людей были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни.
Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы. Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества.
Введение 3
1. Инфляция: понятие и её характеристика. Социально-экономические последствия инфляции 6
1.1. Определение инфляции. Основные критерии и виды инфляции. Факторы развития инфляционных процессов. 6
1.2. Основные причины возникновения инфляции. 12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции. 13
2. Динамика инфляционных процессов за II квартал 2011 года России и стран-партнеров 16
2.1 Спрос 17
2.2 Предложение 22
2.3 Занятость и безработица 24
3. Антиинфляционная политика и её виды. 26
3.1 Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики 26
3.2 Антиинфляционная политика 27
Заключение 33
Список используемых источников: 36
Контроль и управление спросом
Все экономисты сходятся
во мнении, что контроль и управление
совокупным спросом через проведение
налогово-бюджетной или
Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.
Контроль над заработной платой и ценами (Политика доходов).
Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом [9].
Осуществление контроля.
Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.
Предположим, что с замедлением темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу жестокого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы создать видимость своей непоколебимой решимости раз и навсегда покончить с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.
Такое сокращение уровня ожидаемой инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости настаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.
Проблемы, связанные с осуществлением контроля.
Проблема состоит в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без. замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка [2].
Изменение режима экономической политики.
Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное.
Томас Сарджент — один из наиболее выдающихся теоретиков «новой классической школы» — занимался серьезными теоретическими исследованиями в данной области. С точки зрения Сарджента, экономическая политика США после Второй мировой войны проводилась в режиме «стой—иди», причем допускалась систематическая инфляционная ошибка. Правительство попеременно боролось то с безработицей (проводя экспансионистскую экономическую политику), то с инфляцией (проводя ограничительную экономическую политику). Однако в среднем периоды экспансии были более продолжительными и более радикальными, чем периоды ограничений.
Сарджент обращает особое
внимание на то, что традиционные оценки
тех высоких издержек, с которыми
сопряжено преодоление
Однако, задумаемся над тем, что бы случилось, если бы в период быстрой инфляции произошло заслуживающее доверия изменение режима проводимой экономической политики. Что произошло бы, если бы правительство убедило всех, что оно никогда не допустит вновь того — и не имеет значения, как оно это сделает, — чтобы совокупный спрос опережал рост естественного уровня реального объема производства? Поверив этому обещанию, предприниматели и наемный персонал ожидали бы падения темпа инфляции до нулевой отметки. В случае изменения их ожиданий иной была бы и их реакция на ограничительную экономическую политику. Перемещение вверх кривой реального совокупного предложения на краткосрочном временном интервале сразу бы прекратилось. Поскольку она пришла бы в состояние покоя, экономика быстро и безболезненно могла бы сохранить переход к стабильному уровню цен [6].
Хотя приведенные рассуждения звучат слишком привлекательно, чтобы им можно было безоговорочно поверить, Сарджент заявляет, что существует доказательство возможности такого хода событий. Доказательство это следует из реального факта обеспечения контроля над гиперинфляцией, как это произошло, например, в Германии в 20-е годы. Во второй половине 1923 года ежемесячный темп инфляции в Германии достиг 35 000 процентов. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться конвертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов.
В 90-е годы некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 году к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию. Хотя эти последние примеры и не подтверждают заявление о том, что существуют способы преодоления инфляции без определенных издержек, они действительно указывают на то, что изменение режима экономической политики может стать весьма существенным элементом в программе замедления темпов развития инфляции.
«Валютный коридор».
«Валютный коридор» является
способом принудительного ограничения
курса доллара с целью
При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.
Кредитно-денежная политика.
Стабилизация обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Изменение денежной базы (или количества денег высокой эффективности) равно изменению объема внутренних кредитов плюс изменение валютных резервов. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).
Денежная реформа: введение новой денежной единицы.
Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.
При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.) [1].
Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.
Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать выводы, что инфляция – это сложное, многофакторное, социально-экономическое явление. В настоящее время это - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Развитие товарно-денежных
отношений породило феномен инфляции,
сущность которой состоит в особом
характере отношений между
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином.
Инфляционные процессы
не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной
политики, политики расширения денежной
эмиссии или дефицитного
Анализ развития концепции инфляции показал, что на сегодняшний день нет однозначной трактовки причин возникновения и проявления инфляционных процессов. Одни теоретические школы утверждают, что основные доминирующие факторы, определяющие инфляцию, ''лежат'' на стороне сферы производства и ее структуры. Некоторые школы видят причины возникновения инфляции в сфере денежного обращения. Следовательно, монетарная и немонетарная концепции инфляции – это две стороны одной медали, теоретически обосновывающие общую характеристику такого сложного социально-экономического явления, как инфляция [5].
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения,
- потеря у производителей
заинтересованности в создании
качественных товаров, -ограничение
продажи сельскохозяйственных
- в ожидании повышения
цен на продовольствие, ухудшение
условий жизни преимущественно
у представителей социальных
групп с твердыми доходами (пенсионеров,
служащих, студентов, доходы которых
формируются за счет
Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
В любой стране инфляция влияет как на социальную, так и на экономическую сферу. Отрицательное влияние на всю экономику страны и ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех его звеньях: как в сфере производства, так и в сфере обращения. Также инфляция воздействует и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия