Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Описание работы
Главная цель курсовой работы – это раскрытие причин и сущности возникновения инфляции, её понятие, виды, а главная задача – выявления мер по предотвращению инфляционных процессов. Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учётом особенностей её протекания в России нам предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Инфляция: сущность, типы и виды……………………………………….6 1.1 Экономическое содержание инфляции……………………...…………6 1.1.1 Понятие инфляции………………………………………………..…6 1.1.2 Причины инфляции……………………………………………..…..8 1.1.3 Механизм инфляции…………………………………………….…10 1.2 Классификация и особенности различных видов инфляци…………10 1.3 Индекс инфляции………………………………………………………14 ГЛАВА 2. Особенности инфляционного процесса в период кризиса 21 века. 2.1 Денежные факторы инфляции…………………………...……………16 2.2 Кредитный фактор инфляции…………………………………..……..19 2.3 Финансовые факторы инфляции………………………………………22 2.4 Тарифно-ценовой фактор инфляции………………………………….25 2.5 Рост заработной платы и доходов………………………….…………27 2.6 Внешние факторы инфляции………………………………...………..30 2.7 Инфляционные ожидания…………………………………….………..34 Заключение………………………………………………………………...…………..35 Список использованной литературы………………………………………………...39
В начале кризиса произошел
резкий отток вкладов (в сентябре–октябре
2008 г. 460 млрд. руб., или 8% вкладов населения),
в результате падения доверия к банкам
и недобросовестной конкуренции банков,
повысивших процентные ставки. Кризис
обнажил также связь инфляции с глубинными
причинами уязвимости банков, оказавшихся
на грани банкротства. В их числе структурные
проблемы банковской системы, низкое качество
банковских активов и управления рисками.
Речь идет о кредитовании высокорискованных
проектов и выполнении обязательных нормативов
с использованием «серых» схем кредитования
заведомо неплатежеспособных подставных
компаний, не ведущих хозяйственной деятельности,
увеличении долгов проблемных банков.
Антикризисная программа Правительства
Российской Федерации позволила смягчить
последствия мирового финансово-экономического
кризиса ценой огромных затрат и усиления
инфляции.
Активизация функции Банка
России как кредитора последней инстанции
в нестандартных формах (расширение круга
заемщиков, удлинение сроков кредитов)
привела к повышению кредитного компонента
денежной эмиссии, однако возвратность
этих кредитов была не всегда гарантирована.
Санирование банков, проводимое Агентством
по страхованию вкладов (АСВ), которое
в условиях кризиса кроме функций страховщика
банковских вкладов и конкурсного управляющего
(ликвидатора) стало выполнять функцию
предупреждения банкротства банков, входящих
в систему страхования вкладов, также
свидетельствует об инфляционной составляющей
этой деятельности с учетом ее источников.
Использование мирового опыта
санации с привлечением частного инвестора,
который вкладывает собственные средства,
покупает акции банка и управляет им, снижает
инфляционную составляющую подобного
рыночного метода санации, но при условии
возвратности кредита, предоставленного
частному инвестору Агентством по страхованию
вкладов. Однако эти кредиты погашаются
медленно.
На инфляционный процесс негативно
влияло нецелевое использование некоторыми
банками государственной антикризисной
финансовой поддержки. Они часто предпочитали
скупать иностранную валюту за счет этих
средств и переводить ее за рубеж вместо
кредитования производственных предприятий
в целях сдерживания экономического спада
и безработицы. Доля кредитов банков в
их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2009 г.
при одновременном росте проблемных кредитов.
Уменьшение влияния кредитного мультипликатора
на формирование денежной массы ухудшило
качество выпускаемых денег, их обеспеченность товарами
и услугами, производимыми с использованием
банковских кредитов.
Фактором инфляции стала стагнация
банковской системы России в условиях
финансово-экономического кризиса. Это
проявляется в медленном росте кредитного
портфеля, особенно в сфере кредитования
экономики, производственных предприятий
с целью вывода их из кризиса, несмотря
на улучшение показателей банковской
ликвидности, удвоение резервов и повышение
прибыли, особенно десяти ведущих банков
в 2009–2010 годах.
В условиях кризиса повысились
средневзвешенные номинальные процентные
ставки по кредитам предприятиям (10,4% в
январе 2008 г.; 20–25% в 2009 г.). Это стимулировало
инфляцию, так как заемщики перекладывали
эти дополнительные издержки на потребителей
их продукции. Снижение их до 13–14% в 2010
г. и ставки рефинансирования с 13% в 2008
г. до 7,75% (01.06.2010 г.) – одна из антиинфляционных
мер.
Регулирование кредитных факторов
инфляции должно осуществляться с учетом
двоякой роли кредита. С одной стороны, для сдерживания
кредитной экспансии, перекредитования
клиентов, нарушения принципов кредитования
необходима жесткая кредитная политика,
усиление банковского надзора и контроля.
Об этом свидетельствуют уроки мирового
кризиса. С другой стороны,
расширение кредитования производства
и обращения товаров и услуг, которые служат
обеспечением стабильности денег, способствует
снижению инфляции.
С учетом кредитного фактора
инфляции требуется больше внимания уделять
кредитной политике при разработке Основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики. Целесообразно стимулировать
банковское кредитование инвестиционных
и инновационных проектов с использованием
принципа государственно-частного партнерства
и госгарантий.
Регулирование кредитного фактора
инфляции, направленное на увеличение
кредитного компонента эмиссии денег
и источника формирования денежной базы,
повысит качество рубля как национальной
валюты.
2.3 Финансовые факторы
инфляции
Специфика инфляции в России
проявляется в ее развитии в условиях
как профицита, так и дефицита государственного
бюджета. Бюджетный профицит, характерный
для периода 2002–2008 гг., постепенно снизился
с 7,5% ВВП в 2005 г. и 2006 г. до 5,4% в 2007 г. и 4,1%
в 2008 г. в связи с кризисом. В 2009 г. сформировался
значительный бюджетный дефицит (6,9% ВВП)
в связи с экономическим спадом, уменьшением
экспортной валютной выручки, увеличением
антикризисных и социальных расходов,
дотаций регионам. В условиях кризиса проявились
недостатки бюджетной системы и инфляционная
составляющая бюджетной политики. Ее ориентация
на достижение роста ВВП за счет валютных
поступлений закрепила экспортно-сырьевую
модель развития экономики в ущерб ее
диверсификации и модернизации путем
увеличения бюджетных расходов на инвестиции.
Установка бюджетной политики на снижение
инфляции под влиянием монетаристской
концепции ограничилась сдерживанием
лишь ее денежных факторов путем изъятия
(«стерилизации») излишней денежной массы
в государственные финансовые фонды. Такое
направление бюджетной политики не учитывало
немонетарные факторы инфляции, хотя доказало
правильность накопления государственных
финансовых резервов, в том числе международных,
с точки зрения экономической безопасности
страны. Эти фонды позволили провести
масштабные антикризисные меры и не допустить
критического ухудшения социально-экономической
ситуации в России. Расходование международных
резервов для антикризисной поддержки
экономики привело к их сокращению с максимальной
величины 597 млрд. дол. в августе 2008 г. до
минимальной – 386 млрд. дол. в январе 2009
г. В условиях кризиса проявились
недостатки региональной бюджетной политики,
что потребовало увеличения дотаций из
федерального бюджета, повышения доли
межбюджетных трансфертов в доходах региональных
и местных бюджетов.
Источники покрытия бюджетного
дефицита – использование Резервного
фонда и увеличение госзаймов – содержат
риск усиления инфляции по мере их монетизации
и увеличения денежного предложения.
Сохранение значительного темпа
инфляции связано с активизацией долговой
политики государства. Предусмотренный
Бюджетным кодексом лимит привлечения
иных внутренних источников финансирования
бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП
был превышен (до 2,64%), и его действие приостановлено
до 2013 г. Хотя значительная часть бюджетного
дефицита покрывается за счет Резервного
фонда (87,7% в 2009 г.; 63,3% в 2010 г.), внутренний
госдолг возрос с 1499,8 млрд. руб. на 01.01.2009
г. до 2094,7 млрд. руб. на 01.01.2010 г. Инфляционным фактором стало
погашение внешних долгов полугосударственных
корпораций и банков за счет государственных
финансовых фондов и валютных резервов
в рамках антикризисных мер.
Что касается возобновления
(после десятилетнего перерыва) выпуска
еврооблигаций на мировом финансовом
рынке в 2010–2012 гг. на сумму 58,4 млрд. дол.,
то эффективность и инфляционный риск
этого метода покрытия бюджетного дефицита
зависят от условий этих внешних займов
и их целевого использования.
Инфляционная составляющая
бюджетной политики России обусловлена
неэффективностью финансового контроля
за доходами и расходами бюджетов всех
уровней. По оценке Счетной палаты Российской
Федерации, бюджетные злоупотребления
удвоились за 2010 год.
В условиях кризиса усилилось
отрицательное влияние налоговых факторов
на инфляцию в связи с резким снижением
налоговых поступлений в бюджет по следующим
причинам:
– уменьшение базы исчисления
налогообложения в условиях экономического
спада и убыточности большинства предприятий;
– снижение налоговых выплат
нефтегазовых компаний в условиях падения
мировых цен и объемов экспорта топлива;
– предоставление налоговых
льгот в соответствии с государственной
антикризисной программой;
– уклонение от уплаты налогов
с использованием «лазеек» в законодательстве
и нелегальных схем их минимизации;
– снижение выплат налоговых
платежей и пошлин участниками внешнеэкономической
деятельности в связи с усилением несанкционированного
оттока капитала за рубеж в условиях кризиса
(особенно в 2008 и 2009 гг.);
– снижение поступлений подоходного
налога на физических лиц в связи с уменьшением
фонда заработной платы, увеличением «теневой»
заработной платы (в «конвертах») и неуплатой
налогов нелегальных мигрантов.
В условиях кризиса возросла
задолженность по налогам до 615 млрд. руб.
в августе 2009 года.
Инфляционный фактор связан
также с включением ожидаемого роста налоговых
ставок в цену производителей товаров
и услуг с учетом возможных негативных
изменений в налоговом законодательстве.
В целях регулирования финансовых
факторов инфляции целесообразно: восстановить
лимитрование бюджетного дефицита; перейти
от консервативной к активной бюджетной
политике в целях финансирования модернизации
и инноваций экономики в соответствии
с бюджетной реформой (2011 – 2012 гг.). Для
снижения темпа инфляции необходимо повысить
результативность финансового контроля
за исполнением бюджета, разработать его
показатели и ввести ведомственную ответственность
за его выполнение и, наконец, принять
соответствующий закон.
Для снижения инфляционной
составляющей налоговой политики целесообразно
проанализировать эффективность использования
налоговых льгот и активнее противодействовать
уклонению от налоговых платежей, контролировать
достоверность налоговых деклараций,
теневую заработную плату, доходы нелегальных
мигрантов и несанкционированный отток
капитала за рубеж.
2.4 Тарифно-ценовой
фактор инфляции.
Значительное влияние этого
фактора на инфляцию в России, в том числе
в условиях современного кризиса, обусловлено
следующими причинами.
Либерализация
цен и отсутствие ценовой политики в условиях,
когда еще не сформировалась рыночная
конкуренция. Товаропроизводители и торговые
посредники возвели в принцип зависимость
ценообразования только от спроса без
учета предложения товаров и услуг и реальных
издержек их производства. Продолжается
практика монополистического ценообразования
и ценового сговора. Об этом свидетельствует
повышение компаниями ТЭК внутренних
цен на нефть и нефтепродукты, даже при
их резком снижении на мировом рынке со
150 до 60–70 дол. за баррель в начале кризиса. Некоторые
товаропроизводители повышают цены даже
по государственным заказам на осуществление
крупных строительных проектов. Резко
увеличились цены на медикаменты. Потребовались
меры Правительства Российской Федерации
и активизация действий ФАС против ценового
сговора, введение нового порядка функционирования лекарственного
рынка в целях снижения цен и улучшения
качества медикаментов.
2. Фактором инфляции стало
ежегодное повышение цен и
тарифов естественных монополий,
а также ЖКХ. Это обусловлено
либерализацией рынка и потенциальным
дефицитом этих товаров и услуг
с ростом потребления газа, электроэнергии,
воды, а главное, низким качеством
управления естественными монополиями
и ЖКХ и неэффективностью их
государственного регулирования. Вклад
этого фактора в повышение
потребительских цен возрос с
29 до 33% в 2009 г. Повышены тарифы для
населения на сжиженный газ
на 30% в 2010 г. и 27,7% в 2011 г., электроэнергию
– на 25 и 10%, тепловую энергию –
на 18 и 10 – 15% соответственно.
3. В условиях кризиса
усилился диктат производителей
и торговых посредников, которые
бесконтрольно повышают цены
по любому поводу и без него.
Это обусловлено огромной сетью
этих посредников, отсутствием рыночной
конкуренции, регулирующей цены, засильем
на рынках группировок, вступающих
в ценовой сговор, а также коррупцией.
В итоге рост цен на продовольственном
рынке составил 21 – 22% с июня 2009 г. по июль
2010 г. Усилению тарифно-ценового фактора
инфляции способствовали засуха, неурожай,
продуктовый ажиотаж (особенно в августе
2010 г.), увеличение спроса на хлеб, муку
(в Московской области на 12 – 15% и 30%), молоко
и особенно на гречневую крупу. Положительным
явлением стала активизация деятельности
ФАС, которая возбудила ряд дел в отношении
производителей продовольствия в связи
с выявленными фактами ценового сговора.
Однако одно ведомство не может справиться
с ценовым беспределом.
Для регулирования тарифно-ценового
фактора инфляции целесообразны следующие
меры:
- разработать ныне отсутствующую
государственную политику в области
цен и тарифов на основе
сочетания рыночного и государственного
регулирования цен;
-повысить качество ежегодного
госрегулирования цен и тарифов
на продукцию и услуги естественных
монополий и ЖКХ с учетом
не только их интересов, но
и потребителей воды, тепла, света,
газа. Необходимы разработка методики
определения их цен и тарифов
(без включения в них дополнительных
инвестиционных расходов), упорядочение
обширного законодательства о
естественных монополиях и ЖКХ.
Для повышения результативности
действий ФАС по пресечению
ценового сговора и необоснованного
повышения цен необходимо вести
эту деятельность совместно с
заинтересованными ведомствами
и распространить ее не только
на потребительские цены, но и
цены производителей;
-для снижения торговых
наценок требуется провести инвентаризацию
и сократить огромную сеть
торговых посредников в России
с учетом мирового опыта;
-необходим контроль за реализацией
программы развития рыночной конкуренции
и выполнением Федерального закона «Об
основах регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации», в частности,
в целях ограничения выплат поставщиков
торговым сетям;
-полезно периодически
проводить санацию потребительских
рынков;
-что касается замораживания
цен, эта крайняя мера применима
для пресечения ажиотажа на
рынке и при условии эффективного
контроля за ее соблюдением.
2.5 Рост заработной
платы и доходов.
В условиях кризиса сохранилась
традиционная для России опережающая
динамика заработной платы и доходов по
сравнению с производительностью труда
в экономике. Накопленный до кризиса этот
негативный потенциал продолжает стимулировать
инфляцию издержек и инфляцию спроса.
Экономический спад и рост безработицы
(9,2% в январе 2010 г.) способствовали уменьшению
совокупного фонда заработной платы, но
не привели к снижению темпа инфляции
вопреки теории Филипса об инфляционной
спирали заработной платы и цен.