Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Описание работы
Главная цель курсовой работы – это раскрытие причин и сущности возникновения инфляции, её понятие, виды, а главная задача – выявления мер по предотвращению инфляционных процессов. Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учётом особенностей её протекания в России нам предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Инфляция: сущность, типы и виды……………………………………….6 1.1 Экономическое содержание инфляции……………………...…………6 1.1.1 Понятие инфляции………………………………………………..…6 1.1.2 Причины инфляции……………………………………………..…..8 1.1.3 Механизм инфляции…………………………………………….…10 1.2 Классификация и особенности различных видов инфляци…………10 1.3 Индекс инфляции………………………………………………………14 ГЛАВА 2. Особенности инфляционного процесса в период кризиса 21 века. 2.1 Денежные факторы инфляции…………………………...……………16 2.2 Кредитный фактор инфляции…………………………………..……..19 2.3 Финансовые факторы инфляции………………………………………22 2.4 Тарифно-ценовой фактор инфляции………………………………….25 2.5 Рост заработной платы и доходов………………………….…………27 2.6 Внешние факторы инфляции………………………………...………..30 2.7 Инфляционные ожидания…………………………………….………..34 Заключение………………………………………………………………...…………..35 Список использованной литературы………………………………………………...39
В связи с проведением Правительством
Российской Федерации последовательной
социальной политики и неуклонной реализацией
решения об увеличении доходов населения
на 270 млрд. руб. первоочередной задачей
в условиях кризиса стало выполнение государственных
социальных обязательств. Повышен минимальный
размер оплаты труда, проведена индексация
бюджетной заработной платы и пенсий (с
апреля 2010 г. на 6,3%; с февраля 2011 г. – на
8,8%). Поставлена задача увеличить размер
всех пенсий до уровня прожиточного минимума.
Однако непосредственное влияние повышения
бюджетной заработной платы и пенсий на
инфляционный процесс незначительно в
связи с относительно низким их уровнем
по сравнению с частным сектором. Лишь
в 2006 г., в условиях улучшения макроэкономических
показателей, средняя номинальная бюджетная
заработная плата почти достигла уровня
1991 г., а в 2007 г. превысила его на 10,7%, по данным
Росстата. При этом реальная оплата труда
снижается под влиянием инфляции.
Специфика инфляционных последствий
роста бюджетной заработной платы и пенсий,
а также антикризисной социальной поддержки
населения проявляется в том, что производители
и торговые посредники мгновенно и часто
заранее реагируют даже на заявления об
этом повышением оптовых и розничных цен,
провоцируя увеличение спроса без учета
объема предложения и качества товаров
и услуг.
Инфляционная составляющая
повышения заработной платы и доходов
в наибольшей степени относится к их росту
в корпорациях, в том числе государственных,
где особенно увеличиваются доходы руководства
и менеджеров.
В период кризиса возросло инфляционное
влияние теневой заработной платы и доходов,
а также заработков нелегальных мигрантов,
поскольку их получатели не платят налоги
в бюджет (По оценкам, в России 10 – 12 млн.
человек, или 8% всех мигрантов в мире. В
2008 г. их валютные переводы из России превысили
11,4 млрд. дол. и обеспечивали 42% ВВП Таджикистана,
38,8% ВВП Молдавии). В условиях увеличения
безработицы в связи с кризисом в России
были снижены квоты по привлечению трудовых
мигрантов с 6 млн. разрешений в 2007 г. до
1,8 млн. в 2008 г., из них 1,1 млн. – из стран
с безвизовым режимом.
Для снижения инфляционных
последствий повышения заработной платы
и доходов целесообразны следующие меры:
-повышение заработной
платы в бюджетной сфере должно
осуществляться дифференцированно
в целях стимулирования наиболее
производительного и качественного
труда, роста профессионализма работающего
населения и с учетом состояния
госбюджета;
-учитывая неизбежный
рост бюджетных расходов на
выплату пенсий, целесообразно проанализировать
обоснованность некоторых пенсионных
привилегий, в частности госслужащих,
а также увеличить доходность
пенсионных накоплений;
-поскольку неизбежно
привлечение мигрантов в связи
с уменьшением количества трудоспособных
россиян, необходима ориентация
миграционной политики на повышение
вклада мигрантов в ВВП России с 8–9% до
20%, что важно для производства товаров
и услуг и ценовой стабильности;
-учитывая глобальный характер
повышения заработной платы в корпорациях
– в частных и государственных, особенно
их руководства и менеджеров, целесообразно
разработать принципы корпоративного
регулирования этого фактора инфляции
в общенациональных интересах.
2.6 Внешние факторы
инфляции.
В условиях финансово-экономического
кризиса проявилась характерная для России
значительная зависимость экономики и
инфляции от внешних факторов. Однако,
в них произошли следующие изменения:
1. В результате кризиса
перепроизводства объем внешней
торговли сократился на 36% (с рекордной
величины 735 млрд дол. в 2008 г. до 469 млрд.
в 2009 г.). Доля России в мировом экспорте
снизилась с 2,9% (2008 г.) до 2,2% в 2009 г., когда
его падение достигло 12%. Уменьшились экспортные
валютные поступления в связи со снижением
мировых цен на нефть (со 150 дол./баррель
до кризиса до 50–70 дол. в 2009 г., 77–83 дол.
в 2010 г.), сокращением российского экспорта
продукции ТЭК и притока иностранных инвестиций.
В итоге усилилось отрицательное влияние
макроэкономических факторов инфляции,
поскольку до кризиса эти валютные поступления
обеспечивали формирование 45% ВВП, 42% бюджетных
доходов и активного сальдо счета текущих
операций платежного баланс
Усилилась чувствительность
годовой экспортной выручки к динамике
мировых цен до 3,2 млрд дол. при изменении
цены нефти на 1 дол./баррель. Падение мировых
цен на нефть на каждые 10 дол./баррель вызвало
снижение ВВП России примерно на 2%.
Динамика мировых цен на энергоносители
воздействует не только на цены производителей.
Специфика инфляции в России в условиях
кризиса проявилась в росте потребительских
цен на топливо, горючее даже при снижении
мировых цен и цен производителей. Основная
причина заключается в ценовом сговоре
производителей продукции ТЭК, что потребовало
активизации деятельности ФАС.
2. В условиях кризиса возросли
влияние импортных цен на усиление инфляции,
чувствительность и быстрота реакции
индекса потребительских цен в России
на рост мировых цен на продовольственные
товары с середины 2007 г. в связи с их высокой
долей (47%) в розничной торговле и потребительской
корзине России (около 25% против 10% в развитых
странах). Недостаточное развитие АПК
и отсутствие конкуренции на российском
рынке, особенно продовольственном, стимулируют
повышение цен вслед за дорожающей импортной
продукцией. Продовольственный кризис
в мире стимулирует «аграрную» инфляцию
в России, удорожая импорт продуктов питания.
3. В условиях кризиса
возросла неорганизованная внешняя
торговля, импорт «челноков», контрабанда.
Кризис стимулировал задержку
репатриации в Россию экспортной
валютной выручки, непоступление товаров
и услуг в счет оплаченных импортных контрактов.
4. Произошли изменения
во внешних факторах инфляции,
связанных с международным движением
капитала. Кризис вызвал снижение
притока иностранных инвестиций,
отток иностранных капиталов, преимущественно
портфельных, в связи с падением
курса ценных бумаг, а также
легальный и нелегальный вывоз
российских капиталов. Чистый отток
иностранного капитала из России
достиг 132,7 млрд. дол. в 2008 г., затем снизился
до 52 млрд в 2009 г. и около 30 млрд. в 2010 г.
Для сравнения: в 2007 г. чистый его приток
составил 84,8 млрд. дол.
5. Новый внешний фактор
инфляции связан с отрицательными
последствиями бесконтрольного
наращивания внешних заимствований
полугосударственных и частных
корпораций и банков. Их внешний
долг возрос с 35 млрд. дол. в 2002 г.
до 500 млрд. (35% ВВП) в октябре 2008 г., а к 2010
г. (январь) снизился до 425,7 млрд. дол. в
связи с погашением долга. В условиях кризиса
проявились риски чрезмерных внешних
заимствований. Поскольку новые займы
на мировом финансовом рынке для рефинансирования
долга стали тогда недоступными, государство
было вынуждено оказать антикризисную
поддержку системообразующим корпорациям
и банкам, что способствовало сокращению
государственных финансовых фондов, международных
резервов и увеличению бюджетного дефицита.
Однако некоторые банки и корпорации использовали
часть полученной антикризисной поддержки
в эгоистических целях, в частности, для
перевода капитала за рубеж.
Кризис выявил неэффективность
валютно-финансовых и платежных условий
внешних заимствований, которые прежде
рекламировались как выгодные и дешевые.
При этом ссылались лишь на один аргумент
– более низкие процентные ставки на мировом
финансовом рынке по сравнению с российским
– и не учитывали остальные элементы стоимости
и другие условия кредита. В разгар кризиса
иностранные кредиторы предъявляли дополнительные
требования к российским заемщикам, в
частности, увеличения обеспечения и страховых
выплат, исходя из условий кредитных соглашений.
6. В условиях кризиса
усилился традиционный для России
внешний фактор инфляции –
долларизация и евроизация экономики
– в связи с нестабильностью экономики
и курса рубля, снижением доверия к рублю.
Курсовая политика Банка России,
направленная на плавную девальвацию
рубля на 30% на рубеже 2008– 2009 гг., стимулировала
рост цен. Причем в условиях кризиса и
выхода из него, как и прежде, на потребительском
рынке цены повышаются и при периодическом
укреплении валютного курса рубля в связи
с отсутствием рыночной конкуренции и
государственной ценовой политики.
Для снижения внешних факторов
инфляции целесообразны следующие меры:
-увеличить долю России
в мировом экспорте;
-диверсифицировать структуру
экспорта путем повышения доли
товаров с высокой степенью
обработки;
-усилить географическую
диверсифицированность экспорта, который
ориентируется в основном на дальнее зарубежье
(85,4% в 2009 г.), путем активизации торговли
с ранее традиционными партнерами – странами
СНГ, особенно ЕврАзЭС, и выхода на новые
рынки;
-использовать дифференцированное
воздействие на импортируемую
инфляцию во избежание тотального
импортозамещения, что нереально и невыгодно;
изменить товарную структуру импорта
по линии увеличения закупки производственного
оборудования для модернизации экономики,
а также возрождения национального производства
потребительских товаров в целях их частичного
импортозамещения;
-для сдерживания роста
цен на рынке продовольствия
целесообразно расширить его
импорт из стран СНГ, учитывая
создание в июле 2010 г. Таможенного
союза в составе России, Казахстана,
Белоруссии и стратегию его
расширения за счет других
стран ЕврАзЭС и СНГ;
-развивать отечественное
производство конкурентоспособных
потребительских товаров, в частности,
на малых предприятиях;
-с учетом уроков современного
кризиса целесообразно усилить
результативность использования
действующих норм валютного регулирования
и валютного контроля за оттоком
(особенно нелегальным) капитала из России,
за своевременной репатриацией экспортной
валютной выручки, поступлением товаров
и услуг по оплаченным импортным контрактам,
переводами по фиктивным международным
операциям с ценными бумагами;
-для уменьшения инфляционной
составляющей иностранных инвестиций
целесообразно стимулировать прямые,
а не портфельные инвестиции
спекулятивного характера, наиболее
склонные к «бегству» при кризисных
потрясениях, а также, в целях
сдерживания оттока капитала, устанавливать
срок, по истечении которого иностранные
инвесторы могут продавать российские
ценные бумаги;
-с учетом негативных
уроков кризиса необходимы меры
по снижению инфляционной составляющей
бесконтрольных внешних заимствований
российских корпораций и банков
(в том числе введение их
мониторинга, квалифицированная экспертиза
валютно-финансовых условий внешних
займов, усиление контроля за их использованием)
и созданию единой системы управления
долгом государства в расширенном понимании;
-учитывая влияние курсовой
политики Банка России на инфляцию,
сохранить режим регулируемого
плавания курса рубля, пока экономика
не будет готова к нейтрализации
негативных последствий свободного
плавания его курса.
2.7 Инфляционные ожидания.
Под влиянием кризиса усилился
субъективный фактор инфляции в связи
с недоверием к обесценивающемуся рублю.
Повысились нестабильность инфляционного
индикатора делового климата и адаптивные
инфляционные ожидания с учетом высокого
темпа инфляции в России по сравнению
с другими странами. Эти наименее логичные
ожидания переплетаются с рациональными
ожиданиями, базирующимися на информации
и медленном снижении инфляции, несмотря
на кризис. Причем в России доминируют
инерционные инфляционные ожидания, а
не рациональные, поскольку темп инфляции
определяется потребительской корзиной
с узким набором товаров и услуг.
Для снижения инфляционных
ожиданий требуется совершенствование
метода измерения инфляции, унификация
способа подсчета ее темпа во избежание
разных подходов (например, Минфина и Минэкономразвития),
соблюдение ежегодных целевых ориентиров
роста потребительских цен, отказ от заведомо
нереальных оптимистических прогнозов
их снижения.
В целях снижения инфляции необходимо
дальнейшее совершенствование основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики. С учетом мирового опыта предпочтителен
постепенный пepexoд к гибкому таргетированию
инфляции с использованием в течение определенного
периода режима регулируемого плавания
валютного курса рубля. При этом должен
соблюдаться приоритет цели по снижению
инфляции по сравнению с ориентиром по
соблюдению определенного уровня курса
рубля. Целесообразно возобновить докризисную
практику разработки утверждаемых Правительством
Российской Федерации планов комплексных
мер по снижению потребительских цен (на
2006 г., затем на 2007–2008 гг.), приняв меры
по их совершенствованию в целях повышения
результативности.
Заключение.
Отрицательные экономические
и социальные последствия инфляции определяют
необходимость постоянного регулирования
ее факторов. В обоснование этого вывода
могут быть представлены следующие аргументы.
Регулируемая инфляция способствует
стабильному развитию экономики, ее инновации
и модернизации (обесценение денег, будучи
следствием разбалансированности экономики,
усугубляет ее диспропорции).
Обесценение рубля подрывает
конкурентоспособность экономики России,
усиливает перераспределение национального
дохода в пользу предприятий-монополистов,
теневой экономики за счет снижения реальной
заработной платы, пенсий и других фиксированных
доходов, усиливает имущественную дифференциацию
общества.
Регулирование инфляции необходимо
для относительной стабилизации цен, сглаживания
их неравномерного роста по товарным группам,
выравнивания норм прибыли и уровней оплаты
труда по отраслям, снижения имущественного
неравенства, сдерживания нерационального
перераспределения капиталов и квалифицированных
кадров между секторами хозяйства.