Инфляция в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инфляции.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотрение теоретических аспектов инфляции, ее возникновения, сущности, причин, типов, видов и методов измерения;
2. Изучение инфляции в России, прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов;
3. Изучение причин инфляции в России.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Возникновение, сущность и причины инфляции
1.2 Типы, виды и измерение инфляции
2. Инфляция в России
2.1 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
2.2 Причины Инфляции в России: денежный анализ
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГУМЕРОВОЙ РАМЗИИ 18.10.2012.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

Существенное повышение уровня обновления основных производственных фондов (сейчас – около 2% в год), строительства  жилья (сегодня менее 3% от потребности) и решения других важнейших социально-экономических задач не может быть реализовано без значительного (в несколько раз) увеличения инвестиционных вложений в российскую экономику. Безусловно, важно получать для этого иностранные инвестиции, но еще более ценно разумно использовать в этих целях национальные денежные ресурсы.

Стабилизационный фонд (лучше его  назвать Фондом развития необходимо разделить на две части: Фонд будущих  поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет Правительства, должен формироваться непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все сырьевые товары (а не только нефть), реализуемые на экспорт. В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет поступать на внутренний валютный рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, следовательно, и к росту импорта.

Стабилизационный фонд, как бюджетные  средства Правительства (в отличие  от валютных резервов Банка России), должен использоваться исключительно  в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (нет необходимости клонировать госрезервы).

Не менее половины ежегодных  поступлений в Стабфонд необходимо сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего долга до их полного  погашения, а затем на формирование Фонда будущих поколений, остальную часть – на инвестиции и покрытие дефицита бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах (нормах).

Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Стабилизационного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях следует создать соответствующие институты развития (банк, венчурную, страховую и лизинговую компании).

Сегодня сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику  в несколько раз превышает  объем Стабфонда, но никто в Правительстве  не говорит о том, что это приводит к инфляции.

Необходимо прекратить практику изъятия  значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк.

Дело в том, что денежную массу  в экономике формируют банки  путем депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). И если у банков будет низкая ликвидность, они не смогут кредитовать экономику, то есть создавать денежную массу, необходимую ей в соответствии с ее потребностями. А.Л. Кудрин признает, что «банки являются институтом инвестирования, который качественнее, чем правительство» [8, с.24]. А учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка и поэтому высокий уровень их ликвидности не может приводить к инфляции, нет необходимости в массовом переводе средств на счета в Банк России (сейчас на счетах некредитных организаций в Центробанке около 3 трлн. руб., а на корсчетах коммерческих банков в ЦБ лишь около 400 млрд. руб.).

Государство должно перейти от политики сбережений к инвестиционной политике.

Политика сбережений государства  в 2005 году достигла своего апогея, в  результате чего общие ресурсы государства (около 8 трлн. руб.) составили 80% от совокупных ресурсов населения, предприятий и  кредитных организаций, тогда как  в 2001 году они достигали всего лишь 25%. Это трехкратный опережающий рост ресурсов государства.

Мифом является утверждение о том, что значительные бюджетные средства находятся на счетах в коммерческих банках. В действительности сейчас их около 200 млрд. руб., что составляет лишь 2,5% от общих денежных ресурсов государства. Перевод этих средств в казначейство не является существенным для Правительства, а их вывод из кредитных организаций на порядок (почти в 2 раза) уменьшит остатки коммерческих банков на корсчетах в Банке России.

Необходимо подчеркнуть и то, что дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная база в широком определении и денежная масса М2), вызванный чрезмерным уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что также вызывает инфляционные процессы.

 

 

Заключение

 

Инфляция — это сложное многофакторное явление, которое характеризует  нарушение воспроизводственного процесса, является результатом макроэкономической нестабильности, определенного дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением и присуща экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

Глубинные причины инфляции находятся  как в сфере обращения, так  и в сфере производства и очень  часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Причины инфляции подразделяются так  на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся: дефицит государственного бюджета, связанный с ростом правительственных  расходов; высокий уровень непроизводительных расходов государства, особенно военных; диспропорции на уровне микро- и макроэкономики, являющиеся проявлением циклического характера развития экономики; ошибки в экономической политике правительства и другие.

Внешними причинами инфляции являются: структурные мировые кризисы, которые сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть, продовольствие и др. Этот рост стал поводом для резкого повышения цен монополиями на свою продукцию; обмен банками национальной валюты на иностранную валюту вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что переполняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.

Западные экономисты, рассматривая причины инфляции, говорят о двух видах инфляции: инфляции спроса и  инфляции предложения или издержек. Эти два вида инфляции связаны друг с другом и взаимодействуют между собой.

В зависимости от продолжительности  воздействия инфляционных процессов  на экономику выделяют: хроническую инфляцию, стагфляцию и дефляцию.

По характеру проявления различают  следующие типы инфляции: подавленную, открытую, умеренную или ползучую, галопирующая, гиперинфляцию.

Кроме того, различают: ожидаемую, неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Показателями, характеризующими уровень инфляции, являются индексы цен - относительные величины, показывающие динамику цен.

В условиях достаточно высокого общего экономического роста России инфляция создает серьезные проблемы всем: Правительству – съедает рост ВВП и делает недостижимой задачу его реального удвоения в течение 10 лет; бизнесу – лишает инвестиционных и кредитных возможностей; населению – не позволяет сделать необходимые накопления.

Проблема инфляции чрезвычайно серьезная и ее надо решать. Вопрос: как? Есть две основных точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего, тарифов естественных монополий.

Даже беглый взгляд на динамику денежной базы, денежной массы, ВВП и соответствующего уровня инфляции достаточен, чтобы  увидеть, что в целом рост денежных агрегатов ведет не к увеличению, а к снижению инфляции.

Существует так же четкой обратно  пропорциональной зависимости инфляции от уровня монетизации экономики  – отношения объема денежной базы и денежной массы к годовому ВВП. Более того, темпы роста денежной базы и денежной массы, работающих в экономике, прямо пропорционально соответствуют темпам снижения инфляции.

Целевые параметры инфляции на ближайшие  годы установлены в следующих пределах: в 2006 году – 9 %, в 2007 году – 6,5 - 8 %, 2008 году – 4,5 - 6 %, 2009 году – 4 - 5,5 % . Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

Основным методом борьбы с инфляцией  является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут сбить  темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

 

 

Список литературы:

 

  1. Белоусов А. Россия не сердится, Россия сосредотачивается // Ведомости, 9.08.2006.
  2. Гамза В.А. «Россия – 2006: Денежный обзор», - М.: Научный эксперт, №2, 2006.
  3. Гамза В.А. Инфляции в России: денежный анализ. // www.axbank.ru
  4. Горегляд В.П. Инфляция вне конкуренции // Коммерсантъ, № 67/п от 17.04.2006.
  5. Инфляция в России в 2006 году // РЭО, 2007.
  6. Красавина Л.Н. Необходим комплекс мер для снижения темпа инфляции в России // Банковское дело, № 8, 2006.
  7. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2006. - № 9. с. 12.
  8. Кудрин А.Тратить стабфонд – значит разрушать экономику // Коммерсантъ, № 55 от 30.03.2006.
  9. МЭРТ доказал немонетарную природу инфляции // Коммерсантъ, № 58 от 4.04.2006;
  10. Пищик В.Я. Политика ФРС США по регулированию инфляции // Банковское дело, 2006, № 8.
  11. Варламова М.А., Крутякова Ю.А. Финансы, денежное обращение и кредит.— М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с.
  12. Вигман С. П. Финансы. Деньги. Кредит: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 80 с.
  13. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина.— Д34 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2003.— 464 с.: ил.
  14. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 574 с
  1. Мазуркевич В.И. Экономика. конспект лекций М.: МГУИЭ. 2005.

  1. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.

Приложение 1

 

Таблица 1 - Денежная база, денежная масса, ВВП и инфляция

Показатели 

01.01

2001

01.01

2002

01.01

2003

01.01

2004

01.01

2005

01.01

2006

*

Национальная денежная база

млрд. руб.

974,8

1 302,4

1 632,3

2 448,5

3 594,4

5 414,3

5,6

ежегод. прирост.

450,9

327,6

329,9

816,2

1 145,9

1 819,9

ежегод. рост - %

86,1%

33,6%

25,3%

50,0%

46,8%

50,6%

% к нац. денеж. массе 

71,0%

66,3%

65,2%

65,9%

64,9%

63,7%

% к валют. резервам 

139,7%

129,8%

114,4%

111,0%

104,5%

102,1%

% к ВВП 

13,3%

14,6%

15,1%

18,5%

21,4%

25,1%

Денежная база в широком  определении 

млрд. руб.

721,6

928,3

1 232,6

1 914,4

2 380,3

2 914,1

4,0

ежегод. прирост.

295,8

206,7

304,3

681,8

465,9

533,8

ежегод. рост - %

69,5%

28,6%

32,8%

55,3%

24,3%

22,4%

% к нац. денеж. базе

74,0%

71,3%

75,5%

78,2%

66,2%

53,8%

% к валют. резервам 

103,4%

92,5%

86,4%

86,8%

69,2%

55,0%

% к ВВП 

9,9%

10,4%

11,4%

14,5%

14,2%

13,5%

Национальная денежная масса 

млрд. руб.

1 372,8

1 965,5

2 504,7

3 716,2

5 541,6

8 499,6

6,2

ежегод. прирост.

574,3

592,7

539,2

1 211,5

1 825,4

2 958,0

ежегод. рост - %

71,1%

42,2%

27,4%

48,4%

49,1%

53,4%

% к денеж. массе  М2 

118,9%

121,9%

117,3%

115,7%

127,0%

140,6%

% к валют. резервам 

196,7%

195,9%

175,5%

168,5%

161,1%

160,4%

% к ВВП 

18,9%

22,0%

23,2%

28,2%

33,0%

39,4%

Денежная масса М2

млрд. руб.

1 154,4

1 612,6

2 134,4

3 212,6

4 363,3

6 045,6

5,2

ежегод. прирост.

439,8

458,2

521,8

1 078,2

1 150,7

1 682,3

ежегод. рост - %

61,5%

39,7%

32,4%

50,5%

35,8%

38,6%

% к денеж.базе в  шир.опр. 

160,0%

173,7%

173,2%

167,8%

183,3%

207,5%

% к валют. резервам 

165,4%

160,7%

149,5%

145,6%

126,9%

114,1%

% к ВВП 

15,8%

18,0%

19,7%

24,3%

26,0%

28,0%

Валютные резервы Банка  России **

млрд. руб.

697,8

1 003,3

1 427,3

2 205,8

3 439,5

5 300,6

7,6

ежегод. прирост.

461,5

305,5

424,0

778,5

1 233,7

1 861,1

ежегод. рост - %

195,3%

43,8%

42,3%

54,5%

55,9%

54,1%

% к ВВП 

9,6%

11,2%

13,2%

16,7%

20,5%

24,5%

ВВП

млрд. руб.

7 305,6

8 943,6

10 817,5

13 201,1

16 778,8

21 598,0

3,0

номин. рост - %

51,5%

22,4%

21,0%

22,0%

27,1%

28,7%

реальный рост - %

10,0%

5,1%

4,7%

7,3%

7,1%

6,4%

Инфляция 

%

20,2%

18,6%

15,1%

12,0%

11,7%

10,9%

-

ежегод. сниж. - %

44,6%

7,9%

18,8%

20,5%

2,5%

6,8%

Справочно: Курс доллара  США к рублю 

28,2

30,1

31,8

29,5

27,7

28,8

-

Информация о работе Инфляция в РФ