Инфляция в современной России 2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существует не так много макроэкономических проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества потратила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика инфляции
1.1 Определение инфляции………………………………………………..6
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...9
1.3 Индекс цен……………………………………………………………..13
2. Уровень инфляции и антиинфляционная политика.
2.1 Антиинфляционная стратегия государства……………………….16
2.2 Изменение уровня инфляции в России…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

теория2012.docx

— 81.25 Кб (Скачать файл)

Структурные факторы инфляции не только обусловливают  ускорение роста цен, т.е. создают  ситуацию «инфляции издержек», но и  оказывают большое влияние на развитие «инфляции спроса». Противоречие между развитием производства и  узким внутренним рынком стараются  в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности  вызывает появление фактора усиления инфляции – так называемой долларизации. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и приводит к бегству капиталов из страны.

Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она  в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм.

В самом  деле, при росте цен население  больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение и рынок  быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Состояние  разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм переливания капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.

Однако  при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько  процентов, в несколько раз. В  этом случае резко обесцениваются деньги. Население начинается терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они  дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие  периоды растет лишь спекулятивный  бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

В крайних  случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства. Население и производители  переходят на бартерные сделки. Покупательным  средство становится какой-то иной товар. Происходит переход от денежной к натуральной заработной плате. Возможно проявление купонов и карточек.

Отказ от денег как покупательного средства затрудняет экономическое развитие, ограничивает круг хозяйственных связей. Ведь не всегда у производителя в  наличии именно тот товар, который  устраивает партнера по сделке. Поэтому  сделка может не состояться. Хозяйственные  связи изменяются, что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а значит и подхлестывается инфляция. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской  деятельности. Инфляция представляет собой опасность для экономического развития. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну. Это  происходит по многим причинам. Две из них:

- адаптивное  инфляционное ожидание;

- перенос  повышенных издержек на цену  продаваемого товара.

Население ожидает дальнейшего повышения  цен и поэтому увеличивает  свои покупки, не делая денежных сбережений. Это ведет к росту совокупного  спроса, а тот, соответственно –  к росту цен. Инфляция возрастает, что ведет к углублению инфляционных ожиданий (схема 1).

Схема 1

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой  взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции. Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что  она быстро распространяет поле своей  разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.5

 

1.3 Индекс цен

Наиболее  распространенным методом измерения  инфляции является индекс потребительских  цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени  общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного  потребления.6

Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году.

Если нам надо рассчитать соотношения  цен по набору товаров, то выбор и  расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров  изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).

При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.

Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1,) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.

Другой  метод опирается на использование  индекса (формулы) Паше. Ценовые индексы  по формуле Паше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

Оба рассмотренных  индекса имеют недостаток: в них  не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Паше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:

If =√ Il · Iр

Индекс Фишера представляет собой  геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.

Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.

Дефлятор — индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки  экономической политики. Дефлятор ВВП  равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении  товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов  и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уровень инфляции и антиинфляционная политика.

2.1 Антиинфляционная стратегия государства.

Для того чтобы инфляция не порождала в  экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и  ресурсы, вынуждено принимать определённые меры. Государственная политика может  либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие её развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путём регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Её целью является ослабление негативных социально – экономические следствия инфляции.

Антиинфляционная стратегия –  ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост цен, и  уменьшению инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться  путём разработки долговременной программы.

Антиинфляционная тактика –  готовит почву для стратегии  и выполняет задачу нейтрализации  текущего инфляционного давления. Она  направлена не на устранение причин, а  на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия  на рост цен и увеличение денежной массы.

Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные  банки проводят денежно – кредитную  политику, финансовые институты задействуют  бюджетную, налоговую политику, для  устранения последствия гиперинфляции  могут использоваться денежные реформы.8

Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование  инфляции вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над  ценами и заработной платой, воздействие  на те сферы экономики, которые больше всего приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.

Антиинфляционная политика делится  на активную (основную) и адаптивную (косвенную).

Активная  направлена на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию, а адаптивная означает приспособление к условиям инфляции и значения ее отрицательных последствий.

Монетарные  подходы активной политики состоят  в следующем:

- контроль за денежной эмиссией;

- недопущение  эмиссионного финансирования госбюджета;

- осуществление  текущего контроля денежной массы  путем проведения операций на  открытом рынке;

- пресечение  обращения денежных суррогатов;

- проведение  денежной реформы конфискационного  типа.

Эффективность первых 4-х монетарных подходов может  быть обеспечена лишь в целях сдерживания  или предотвращения инфляции, в то время в условиях гиперинфляции  единственным выходом является денежная реформа.9

Антиинфляционная  политика может классифицироваться в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции она  направлена.

Меры, направленные против инфляции спроса:

- уменьшение  государственных расходов;

- увеличение  налогов;

- сокращение  дефицита госбюджета;

- переход  к жесткой денежно-кредитной политике;

- стабилизация  валютного курса путем его  фиксирования.

Все эти  меры сводятся к сдерживанию совокупного  спроса. Последняя из этих мер особенно важна для экономики, которая  зависит от внешней торговли и  она является не только средством  борьбы с инфляцией спроса, но и  с инфляцией издержек в случаях, если экономика в значительной степени  зависит от импорта.

Меры, направленные против инфляции издержек:

- сдерживание  роста факторных доходов и  цен;

- борьба  с монополизмом в экономике  и развитие рыночных институтов;

- стимулирование  производства в рамках экономики;

Политика, направленная против факторных доходов  и одновременного роста цен может  быть реализована различными средствами:

- замораживание  цен;

- косвенное ограничение их роста предусматривает либо установление тройственного соглашения государства, предпринимателей, профсоюзов, либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.

Стимулирование  производства в рамках экономики  предложения:

- снижение  налогов;

- развитие  конкуренции в инфраструктурном  секторе;

- усиление  трудовой мотивации населения  путем изменения социальной политики;

- денежная  эмиссия в рамках ожидаемого  прироста естественного уровня  выпуска.

К адаптивной антиинфляционной политике можно отнести  следующие методы:

- индексация  — изменение номинальных денежных  выплат для смягчения последствий  инфляции, распространяющаяся на  получателей фиксированных доходов,  т. е. тех, кто больше всего  теряет от инфляции;

Информация о работе Инфляция в современной России 2012