Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:48, курсовая работа
В современном мире существует не так много макроэкономических проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества потратила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы.
Введение
1. Общая характеристика инфляции
1.1 Определение инфляции………………………………………………..6
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...9
1.3 Индекс цен……………………………………………………………..13
2. Уровень инфляции и антиинфляционная политика.
2.1 Антиинфляционная стратегия государства……………………….16
2.2 Изменение уровня инфляции в России…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы
- соглашение
с предпринимателями и
Также есть необходимость выработать антиинфляционную стратегию и тактику.
К антиинфляционной
стратегии можно отнести
Тактическая антиинфляционная политика заключается в следующем:
- государственная
поддержка приоритетных
-льготные налогообложения;
- краткосрочное регулирование текущего спроса.
Таким образом, оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода:
- политика,
направленная на сокращение
-политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
2.2 Изменение уровня инфляции в России.
Таблица месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода.
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год | |
2013 |
0,97 |
0,97 | |||||||||||
2012 |
0,50 |
0,37 |
0,58 |
0,31 |
0,52 |
0,89 |
1,23 |
0,10 |
0,55 |
0,46 |
0,34 |
0,54 |
6,58 |
2011 |
2,37 |
0,78 |
0,62 |
0,43 |
0,48 |
0,23 |
-0,01 |
-0,24 |
-0,04 |
0,48 |
0,42 |
0,44 |
6,10 |
2010 |
1,64 |
0,86 |
0,63 |
0,29 |
0,50 |
0,39 |
0,36 |
0,55 |
0,84 |
0,50 |
0,81 |
1,08 |
8,78 |
2009 |
2,37 |
1,65 |
1,31 |
0,69 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
0,00 |
-0,03 |
0,00 |
0,29 |
0,41 |
8,80 |
2008 |
2,31 |
1,20 |
1,20 |
1,42 |
1,35 |
0,97 |
0,51 |
0,36 |
0,80 |
0,91 |
0,83 |
0,69 |
13,28 |
2007 |
1,68 |
1,11 |
0,59 |
0,57 |
0,63 |
0,95 |
0,87 |
0,09 |
0,79 |
1,64 |
1,23 |
1,13 |
11,87 |
2006 |
2,43 |
1,66 |
0,82 |
0,35 |
0,48 |
0,28 |
0,67 |
0,19 |
0,09 |
0,28 |
0,63 |
0,79 |
9,00 |
2005 |
2,62 |
1,23 |
1,34 |
1,12 |
0,80 |
0,64 |
0,46 |
-0,14 |
0,25 |
0,55 |
0,74 |
0,82 |
10,91 |
2004 |
1,75 |
0,99 |
0,75 |
0,99 |
0,74 |
0,78 |
0,92 |
0,42 |
0,43 |
1,14 |
1,11 |
1,14 |
11,74 |
2003 |
2,40 |
1,63 |
1,05 |
1,02 |
0,80 |
0,80 |
0,71 |
-0,41 |
0,34 |
1,00 |
0,96 |
1,10 |
11,99 |
2002 |
3,09 |
1,16 |
1,08 |
1,16 |
1,69 |
0,53 |
0,72 |
0,09 |
0,40 |
1,07 |
1,61 |
1,54 |
15,06 |
2001 |
2,8 |
2,3 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
0,5 |
0,0 |
0,6 |
1,1 |
1,4 |
1,6 |
18,8 |
2000 |
2,3 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
1,8 |
2,6 |
1,8 |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
1,5 |
1,6 |
20,1 |
1999 |
8,4 |
4,1 |
2,8 |
3,0 |
2,2 |
1,9 |
2,8 |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
36,6 |
1998 |
1,5 |
0,9 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
3,7 |
38,4 |
4,5 |
5,7 |
11,6 |
84,5 |
1997 |
2,3 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
-0,1 |
-0,3 |
0,2 |
0,6 |
1,0 |
11,0 |
1996 |
4,1 |
2,8 |
2,8 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
0,7 |
-0,2 |
0,3 |
1,2 |
1,9 |
1,4 |
21,8 |
1995 |
17,8 |
11,0 |
8,9 |
8,5 |
7,9 |
6,7 |
5,4 |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
4,6 |
3,2 |
131,6 |
1994 |
17,9 |
10,8 |
7,4 |
8,5 |
6,9 |
6,0 |
5,3 |
4,6 |
8,0 |
15,0 |
14,6 |
16,4 |
214,8 |
1993 |
25,8 |
24,7 |
20,1 |
18,7 |
18,1 |
19,9 |
22,4 |
26,0 |
23,0 |
19,5 |
16,4 |
12,5 |
840,0 |
1992 |
245,3 |
38,0 |
29,9 |
21,7 |
11,9 |
19,1 |
10,6 |
8,6 |
11,5 |
22,9 |
26,1 |
25,2 |
2508,8 |
1991 |
6,2 |
4,8 |
6,3 |
63,5 |
3,0 |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
1,1 |
3,5 |
8,9 |
12,1 |
160,4 |
Инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год.
В 2009 г. инфляция имела менее быстрые темпы, чем в предыдущий год (по данным Росстата – 8,8% в 2009 г.).
Это объясняется в первую очередь падением спроса в условиях кризиса. Также в качестве причин медленного роста инфляции называют некоторое укрепление рубля во второй половине года. Однако заметное удешевление рубля в ноябре-декабре 2009 г. дало и значительное увеличение инфляции. Так, согласно сводкам Росстата, в начале ноября рост потребительских цен в РФ составил 0,1%, с начала года – 8,2%, а в начале декабря – 0,1%, с начала года – 8,5%. В феврале инфляция составила 0,9% с начала года, – 3,2%.
По итогам 2009 г. Россия по уровню инфляции заняла третье место в Европе, пропустив вперед Украину и Белоруссию. Согласно оценке Минэкономразвития, темпы инфляции в 2010 г. составят 6,5-7,5%, в 2011 г. – 7-8% и в 2012 г. – 5-7%.
Цены на продовольственные товары в декабре 2010 года без учета алкоголя выросли на 2,4%, в годовом исчислении – на 13,7%.
Рост цен в России замедлился: в марте 2011 г. инфляция составила 0,6% против 2,4% в январе. В марте инфляция в России составила 0,6%. По сравнению с зимними месяцами ее темпы замедлились: в январе она достигала 2,4%, в феврале – 0,8%.
Наиболее значительно в первом квартале подорожали услуги (на 5,2%) и продовольственные товары (на 4,8%). Из продуктов питания быстрее всего цены росли на крупы, а также плодоовощную продукцию – с начала года на 16,8% и 15,8% соответственно. Масло подсолнечное подорожало на 6,6%, сахар-песок на 6,5%, хлеб и хлебобулочные изделия на 5,3%, рыба и морепродукты на 4,1%, мясо и птица на 3,5%. Цены на алкогольные напитки выросли на 2,7%. В среднем по России стоимость минимального набора продуктов питания в конце марта составила 2845,1 рубля в расчете на месяц, что на 8,4% выше, чем было в начале года.10
Из непродовольственных товаров подскочили цены на табачные изделия (6,5%). Лекарства подорожали на 2,5%, одежда и белье на 2%. Цены на бензин с начала года поднялись на 1,7%: рост обусловлен скачком в январе на 4,1%, в феврале цены снизились на 1,5%, в марте на 0,8%.
Центробанк в феврале впервые с начала кризиса повысил ставку рефинансирования на 0,25%, до 8%.
Инфляция в России по итогам 2011 года составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года.
Уровень инфляции в 2012 году составил 6.6%. Ежемесячные темпы инфляции:
Антиинфляционная политика России в 2012 году
Причины инфляции в 2012 году
Причины снижения инфляции в 2012 году:
Заключение
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция – одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т. д. В итоге процесс инфляции носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Вся прогрессивная
экономическая мысль
Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту.
Особенностей современной инфляции.
Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.
Во-вторых,
инфляция в разных странах развивается
разными темпами, неравномерно, скачкообразно.
Скорость инфляционного процесса определяется
внутренними факторами, действие которых
может усиливаться или
В-третьих,
современная инфляция носит не эпизодический,
а непрерывный, хронический характер.
В прошлом периоды инфляции в
отдельных странах чередовались
с периодами относительной
Управление
инфляцией представляет важнейшую
проблему денежно-кредитной и в
целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный,
многофакторный характер инфляции. В
ее основе лежат не только монетарные,
но и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий. Среди
них — стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности
К негативным
последствиям инфляционных процессов
относятся снижение реальных доходов
населения, обесценение сбережений
населения, потеря у производителей
заинтересованности в создании качественных
товаров, ограничение продажи
Уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Не мог не оказать влияния на ситуацию в финансовом секторе России и глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, который повернул наметившийся тренд по снижению уровня инфляции в нашей стране в противоположную сторону. Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, так как не смотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.