Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
Описать последствия инфляции;
Проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации;
Дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Инфляция как социально-экономическое
явление

5
1.1. Понятие инфляции, ее виды и измерение
5
1.2. Причины и формы проявления инфляции
8

2. Социальные и экономические последствия инфляции в российской федерации
12
2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни
13
2.2. Влияние инфляции на объем производства
17
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации

19
3. Антиинфляционная политика в российской федерации на современном этапе развития

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

Список использованных источников
32

ПРИЛОЖЕНИЯ
34

Файлы: 1 файл

инфляция.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Уже указывалось, что  в периоды открытой инфляции цены обычно растут быстрее номинальных доходов. Если посмотреть на ситуацию глазами предпринимателя, покупающего рабочую силу и материальные ресурсы, окажется, что издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Выходит, что зачастую выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, но все более дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология порой приносит больше прибыли, чем новая. Тормозящее влияние этого обстоятельства на научно-технологический прогресс очевидно.

Учтем еще и то, что  в обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития: поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясностью перспектив финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами, превращать их в срочные депозиты.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости  можно только при довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но реальный объем национального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок. Если совокупные расходы увеличатся в такой степени, что экономика войдет во второй отрезок, обнаружится, что для того чтобы достичь более высокого уровня реального объема национального производства наряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, то есть с некоторым уровнем инфляции.

Конечно, если дальнейшее увеличение совокупных расходов продвинет  экономику вверх, то эти расходы станут чисто инфляционными, потому что будет достигнут такой уровень реального объема производства, когда оно работает на полную мощность и обеспечивает полную занятость.

Положение, сложившееся  в мировой экономике в 70-х годах, подтверждает такую модель. В конце 1973г. Организация стран экспортеров нефти (ОПЭК) стала действовать эффективно и, пользуясь своим влиянием на рынке, увеличила цены на нефть в 4 раза. Последствия инфляции, вызванной ростом издержек, привели к быстрому увеличению уровня цен в 1973-1975 гг. В то время уровень безработицы повысился приблизительно с 5% в 1973 г. до 8,5% в 1975 г. Подобная ситуация возникла в 1979-1980 гг., когда произошло второе повышение (по инициативе ОПЭК) цен на нефть [17, с.144].

 

2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации

 

К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

Исторически инфляция в  экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.

В настоящее время  (данный приведены для 2005-2007 гг.) темпы инфляции гораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.

Так, динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже[21] табл.2.1:

Таблица 2.1.

Динамика потребительских  цен по группам товаров и услуг  в 2007

 

К предыдущему 
месяцу

Среднесуточный 
прирост цен

Март 
2007г. к 
декабрю 
2006г.

Справочно 
март 
2006г. к 
декабрю 2005г.

февраль

март

март

справочно март 
2006г.

Индекс потребительских цен

101,1

100,6

0,019

0,026

103,4

105,0

в том числе на:

           

товары

100,6

100,6

0,019

0,027

101,9

104,1

продовольственные товары

100,8

100,8

0,025

0,038

102,6

106,2

продовольственные товары без плодоовощной продукции

100,5

100,5

0,016

0,030

101,7

103,9

непродовольственные товары

100,3

100,4

0,012

0,014

101,1

101,3

платные услуги населению

102,6

100,6

0,018

0,023

108,0

108,0


 

В марте в 4 субъектах  Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано с удорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).

В Москве индекс потребительских  цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).

Индексы цен на отдельные  группы и виды продовольственных  товаров представлены ниже[21] табл.2.2:

Таблица 2.2.

Индексы цен  на отдельные группы и виды продовольственных  товаров в процентах

 

К предыдущему  
месяцу

Март 2007г. к

Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.

февраль

март

марту 
2006г.

декабрю 
2006г.

Хлеб и хлебобулочные  изделия

100,6

100,6

108,5

102,2

104,6

Крупа и бобовые

101,5

100,9

110,9

104,5

105,7

Макаронные изделия

100,7

100,4

104,7

101,8

101,9

Мясо и птица

100,4

100,2

105,9

100,9

100,9

Рыба и морепродукты

101,3

101,0

107,7

103,3

103,3

Молоко и молочная продукция

100,7

100,4

107,2

101,9

103,4

Масло сливочное 

100,6

100,6

105,8

101,9

102,9

Масло подсолнечное

100,1

99,9

99,1

100,1

99,8

Плодоовощная продукция

103,6

103,2

94,8

111,2

129,3

Сахар-песок 

98,3

97,8

73,5

95,1

148,8

Алкогольные напитки

100,6

100,6

109,8

102,0

102,2


В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[21].

В группе рыбопродуктов  на 3,0% дороже стала икра лососевых  рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.

Среди остальных наблюдаемых  видов продовольственных товаров  на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную  и перловую, рис, вино виноградное  крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.

Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц  различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.

Индексы цен на отдельные  группы непродовольственных товаров  представлены ниже [21] табл.2.3:

Таблица 2.3.

Индексы цен  на отдельные группы непродовольственных  товаров в процентах

 

К предыдущему  
месяцу

Март 
2007г. к

Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.

февраль

март

марту 
2006г.

декабрю 
2006г.

Ткани

100,5

100,6

107,4

101,6

101,2

Одежда и белье

100,4

100,6

107,3

101,5

101,9

Трикотажные изделия

100,5

100,5

107,6

101,7

102,0

Обувь

100,3

100,7

106,8

100,8

101,1

Моющие и чистящие средства

100,5

100,5

105,4

101,4

101,8

Табачные изделия

100,9

100,5

108,6

102,9

102,4

Электротовары и другие бытовые приборы

100,2

100,2

102,2

100,7

100,6

Телерадиотовары

100,1

99,9

98,9

100,1

99,9

Строительные материалы

100,7

100,9

112,2

102,2

101,5

Бензин автомобильный

99,4

99,8

107,9

99,1

101,9

Медикаменты

100,3

100,4

103,3

101,0

100,6


 

В марте из наблюдаемых  групп непродовольственных товаров  опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц  подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%.

Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились  цены на отдельные виды одежды и  обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.

В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные  виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.

Индексы цен и тарифов  на отдельные группы и виды платных  услуг населению представлены ниже[21] табл.2.4:

Таблица 2.4.

Индексы цен  и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах

 

К предыдущему 
месяцу

Март 2007г. к

Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.

февраль

март

марту 
2006г.

декабрю 
2006г.

Жилищно-коммунальные

101,3

100,2

114,9

112,7

115,6

жилищные

101,5

100,2

113,5

110,0

114,1

оплата жилья в домах  государственного и муниципального жилищных фондов

101,1

100,2

112,5

110,2

115,4

содержание и ремонт жилья для граждан собственников  жилья в результате приватизации

101,4

100,1

112,7

110,4

115,2

услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ

102,9

100,5

117,4

112,1

115,7

вывоз мусора

101,3

100,5

115,5

111,9

113,3

коммунальные 

101,2

100,2

115,7

114,1

116,4

водоснабжение и канализация

101,7

100,2

116,7

115,1

118,0

отопление

101,2

100,2

115,1

113,4

116,3

водоснабжение горячее

101,8

100,4

116,8

115,8

117,7

газоснабжение

100,8

100,0

120,3

115,9

110,7

электроснабжение

100,1

100,0

111,7

111,5

116,5

Медицинские

101,0

101,6

113,4

104,4

104,7

Пассажирского транспорта

104,2

100,8

115,2

106,7

105,8

Связи

110,3

100,1

112,3

110,4

100,5

Организаций культуры

101,1

100,6

114,1

103,3

104,7

Санаторно-оздоровительные 

101,0

100,5

113,4

103,7

105,4

Дошкольного воспитания

100,8

101,4

123,9

105,4

109,4

Образования

100,9

100,5

116,3

102,6

101,9

Бытовые

100,9

101,6

112,6

103,9

104,4

Зарубежного туризма

100,1

100,3

106,0

100,3

98,6

Физкультуры и спорта

101,4

100,9

116,5

105,4

105,2

Страхования

100,6

101,1

109,0

103,3

100,4

Информация о работе Инфляция